11.09.2018 Публицистика
Уважаемый Михаил Захарович!
С удивлением и недоумением прочитал Ваше интервью, опубликованное на ресурсе «Литкритика». Конечно, Вы вправе общаться с кем угодно и на любые темы, но вынужден заметить: Вы прекрасно знаете, что это за ресурс и кем является его владелец, проигравший несколько исков в суде по делам о защите чести и достоинства, предупреждавшийся о недопустимости распространения ложной информации в Сети, последнее судебное решение, не вступившее ещё в силу, было вынесено на прошлой неделе. Кроме того, в отношении хозяина сайта возбуждено уголовное дело о клевете, рассматриваются материалы о возбуждении уголовного дела об оскорблении судей при осуществлении правосудия. Достаточно зайти на сайт и просмотреть несколько публикаций подряд, чтобы убедиться: нужно сто раз подумать перед тем, как позволить упоминать своё имя автору плодящихся там заметок.
Я понимаю: Вас гложет обида, что не Вам присудили Национальную литературную премию в номинации «поэзия», сам неоднократно находился в аналогичной ситуации, когда участвовал в конкурсах, и победу отдавали автору иного произведения, на мой субъективный взгляд – более слабого, чем моё. Но участие в конкурсном процессе уже само по себе означает: коль ты подал своё произведение (или Союз писателей с ведома автора его номинировал, и литератор не возражает), значит – принимаются условия конкурса, судейство, состав жюри и т.д.
«Ни коим образом нельзя обычную литературную премию за лучшую книгу года, пусть и утвержденную по инициативе Министерства информации, Министерства культуры и Союза писателей Беларуси, именовать национальной. Ибо это не соответствует действительности. Не следует общественность вводить в заблуждение. Статус национальной, как и статус государственной премии, предполагает очень высокий уровень многого: и самих произведений, и процесса отбора и обсуждения, и, естественно, высокий профессиональный уровень жюри. А здесь все несерьезно…» - так выглядят слова интервьюированного на сайте.
Но ведь ничего принципиально не поменялось по сравнению с прошлым годом! Только размер премии существенно вырос. Отчего же, если премиальный процесс не устраивает кардинально, не завить несогласие ДО отправки книг в адрес жюри, а не возмущаться ПОСЛЕ?
Я не могу быть 100%-но уверенным, что автор публикации точно передал Ваши слова, Михаил Захарович. В интервью они звучат так:
«Напомню членам жюри одну истину, если они ее подзабыли.
Быть в жюри – это огромная ответственность, ибо на первое место выходят не только талант и профессионализм, но и такие понятия как совесть, честность, порядочность, справедливость, принципиальность. И негоже раздавать премии по дружбе и знакомству. Это как-то дурно пахнет. И мне, вообще, стыдно за такое жюри. И обидно, что это возможно у нас в стране. Такое шулерство унижает настоящую литературу, унижает настоящую поэзию. Так делать нельзя. Это аморально».
То есть факт того, что Вам премия не досталась, даёт право утверждать, что премии розданы по дружбе и знакомству?! И что деятельность жюри аморальна? Простите, но это уже прямое оскорбление.
На минуту абстрагируюсь от Ваших личных обид и посмотрю в иные номинации. Например, Юлия Алейченко отмечена премией в номинации «Дебют». Можно сколь угодно долго рассуждать на тему «по дружбе и знакомству», но её маленькая книжица стихов и переводов за неполный 2017 год нахождения в библиотеках набрала солидное число читательских запросов на экземпляр библиотечных фондов, показатель Алейченко составляет в среднем 2.25 просмотра на экземпляр. У Вас, уважаемый Михаил Захарович, показатель востребованности 0.73, но это за два года – 2016-2017, при среднем по ОО «СПБ» показателе 1.2 за два года (из числа авторов, избранных для исследования). Понятно, что новинки привлекают внимание, тем не менее, согласитесь: у Вас с Алейченко разница в среднегодовой востребованности произведений более чем в шесть раз! И не в Вашу пользу. По данным «Белкниги» и издательства, очень хорошо обстоят дела с реализацией сборника стихов нашей молодой поэтессы. И если бы Вы соревновались в одной номинации с Алейченко, жюри премии не могло бы не учесть упомянутые цифры при вынесении решения.
Ещё одно обвинение в адрес СПБ:
«Кажется, совсем дошло до абсурда. Даже в Вязынку на Праздник поэзии Янки Купалы, куда я ездил постоянно много лет подряд, в этом году не пригласили. Впрочем, как и на День письменности в Полоцк и в Иваново. Неужели от зависти и неприязни ко мне у них уже ум за разум заходит? Идет тотальное умолчание…»
Вы называете это тотальным? Когда всего за несколько дней до Иваново Вас пригласили выступить на заседании в Доме литераторов, и Вы декламировали свои стихи безо всякого регламента в полном зале более чем на триста мест?!
Простите, Михаил Захарович, в Минском городском отделении СПБ свыше трёхсот человек, в Союзе – порядка семисот. Приглашались авторы, которым не довелось выступить на предыдущих праздниках. На главной сцене не хватило времени даже для некоторых лауреатов Национальной премии: нас поджимали следующие по очереди, участники профсоюзного коллектива. Зато все до единого, кто приехал в Иваново с региональными отделениями, с Министерством информации, Министерством культуры или даже индивидуально, имели возможность обратиться к аудитории на центральной площади города, и желающие сделали это.
Вы не приехали в Иваново – это Ваше личное решение. Не выступали у стенда ОО «СПБ», это Ваше право. Но зачем сыпать необоснованными обвинениями, тем более со страниц «Литкритики», под аплодисменты владельца сайта, готового рукоплескать любому негативу в адрес Союза?
Вам никогда не отказывали в слове, Михаил Захарович. Я хорошо помню, Вы высказывали претензии и были услышаны на итоговом последнем собрании городского отделения. На моей памяти Вам не препятствовали в размещении публикаций на сайте СПБ. Что же случилось?
Не отказывали Вам и в публикациях. Только за последние годы – два авторских сборника стихов, отдельные произведения в коллективных сборниках поэзии, периодических изданиях, в т.ч. работающих под эгидой нашего Союза писателей. Мне кажется, ситуацию сложно назвать «тотальным умолчанием».
«Государственную премию Республики Беларусь я не благодаря руководству СПБ и моим коллегам по перу, а вопреки им всем получил».
Простите великодушно, а что значит в данном контексте «вопреки»? Председатель СПБ или кто-то пытался торпедировать Ваше награждение? Не могу представить подобного…
Давайте разрешать все недоразумения в нормальном, рабочем порядке, а не обращаться к сомнительным посредникам.
Анатолий МАТВИЕНКО
Фото с сайта librusec.pro