05.10.2021 Новости
За свою многовековую историю наш народ пережил немало лишений и страданий. Ушедший ХХ век остался в исторической памяти как кровопролитный. До недавнего времени у белорусов было принято называть в числе страшных бедствий, выпавших на их долю, Первую и Вторую мировые войны, чернобыльскую трагедию. События, связанные с оккупацией Западной Беларуси панской Польшей (1921-1939 гг.) незаслуженно были принижены. Последние десятилетия в СМИ активно обсуждали сталинские репрессии, а не менее кровавые репрессии пилсудчиков в отношении западных белорусов находились в тени.
Если при диктатуре Иосифа Сталина судьбу политарестанта решали тройки (была хоть какая-то видимость суда), то при Юзефе Пилсудском заключали под стражу без суда и следствия. С июня 1934 года до сентября 1939 года в местечке Береза-Картузская действовал настоящий концлагерь, через который, по неполным данным, прошло около 10 тысяч белорусов и лиц других национальностей. Их жизнь на выживание похожа, коль снова вглядеться – мороз по коже.
По воспоминаниям бывшего политзаключенного, прошедшего польские застенки, Стельмашука Трофима Андреевича, жителя полесского Яново, в концлагерь могли заключать без суда и следствия каждого, кто вызывал малейшее подозрение у польских властей. В качестве примера вопиющего полицейского произвола в нашем краю называет расправу с хуторянином Мишкой, в доме которого по вечерам собирались сельчане и обсуждали новости из советской России. Однажды вечером к дому хуторянина приехали на лошади два жандарма из тайной полиции (дефензивы). Один из них зашел в дом и переписал всех присутствующих, а второй – остался на улице возле двери и, не щадя будущей жертвы, наносил удар увесистой палкой по спине каждого, кто выходил из дома. Жандармы увезли с собой хозяина. Из концлагеря Береза-Картузская тот вернулся домой через три месяца, кашляя кровью. Скончался в том же году.
Автор лично был знаком с уроженцем д. Радовня Ивановского района Лагодичем Василием Сидоровичем, более известным под кличкой «Чапай», которому в дифензиве отбили легкие. Подобные расправы в концлагере были обычным явлением. Там лишали не только свободы, но и здоровья. Узников нередко укладывали лицом вниз и по обнаженным пяткам наносили удары кованым сапогом. Того, кто не склонял голову, прогоняли через строй тюремщиков, которые наносили удары палками по обнаженной спине. Если начальник тюрьмы считал, что на теле жертвы следов недостаточно, узника прогоняли через строй повторно.
По воспоминаниям старожилов, жителям местечка было запрещено не только приближаться к концлагерю, обнесенному забором с колючей проволокой, но даже смотреть в ту сторону.
Народ Западной Беларуси жил в страшной бедности, не всегда хватало хлеба до нового урожая. Старожилы помнят, как спичку раскалывали на две части – так экономили. Царила безработица. Стало привычным явлением искать работу где-то за океаном – в США, Канаде, Аргентине. Западные белорусы потеряли право быть хозяевами своей земли. Власти активно проводили полонизацию населения. В паспорте белорусам в графе национальность учинялась запись «тутэйшы» (местный). Закрывались белорусские школы. Мои земляки – полешуки, придавленные тяжелым гнетом социального и экономического положения, полицейским произволом, жили ожиданием перемен, их детки тихонько распевали: «Яще Польша не сгинэла, але сгинуць мусить». С надеждой смотрели в сторону России, на восток, откуда восходило солнце.
Необычайно теплым для осени солнечным днем 17 сентября 1939 года Красная Армия вступила на земли Западной Беларуси, освобождая от ненавистного польского ига. Народ встретил ее ликованием, с цветами, хлебом и солью. День 17 сентября 1939 года белорусы по праву могут считать красным днем календаря.
Историческую значимость воссоединения Западной и Восточной Беларуси трудно переоценить. Разорванный и растерзанный позорным в глазах цивилизованного света Рижским мирным договором 1921 года наш народ воссоединился в единое государство. Мы стали одной семьей, хозяевами своей земли. Как важно белорусам ценить свою независимость, беречь родное государство. Сегодня мы переживаем важное для истории время, когда день 17 сентября становится для нас символом единства, символом справедливости. Мы можем как народ гордиться. Заявить миру, что, вопреки внешним темным силам и проискам недругов, уверенно смотрит в будущее, живет и процветает наша Беларусь!
Анатолий Денисейко