Анатолий Матвиенко. Как написать и издать книгу. Выпуск 5


Анатолий Матвиенко. Как написать и издать книгу. Выпуск 5

13.12.2024                                                          Новости


В 2025 году грядёт 80-летие победы антигитлеровской коалиции над нацистской Германией, затем победы союзников над Японией, чем и закончилась Вторая мировая война. Нас больше всего интересует вклад Советского Союза и выходцев из Беларуси в Великой Победе, а также события, происходившие на нашей территории: оборона БССР и отступление летом 1941 г., борьба партизан и подпольщиков против нацистов и коллаборационистов в 1941-44 гг, освобождение в 1943-44 гг.

Соответственно, ждём новых литературных произведений на военно-историческую патриотическую тематику.

К моему большому сожалению, периодически проскакивают тексты, где тема Великой Отечественной войны откровенно эксплуатируется. Автор наивно полагает, что если он написал «правильно», то есть немцы – плохие, советские хорошие, а подвигу народа жить в веках, независимо от литературного и исторического качества продукта, то книга имеет право на существование и издание. Я не понимаю, как подобное пропускают издательства, почему редакторы, словно завороженные кажущейся патриотической аурой, не правят огрехи. Кроме того, абсолютное большинство редакторов в наших издательствах – женщины и девушки, выпускницы филфака, в армии не служившие и весьма смутно представляющие военно-патриотические реалии.

Потом наши оппоненты громко смеются над подобными опусами. Тычут пальцами и вопрошают, что, нет нормального писателя, поэтому печатается ерунда?

Такие псевдопатриотические писания только отвращают читателей от военно-патриотической прозы.

Ещё одна немаловажная деталь. Довольно часто современные авторы абсолютно некритично относятся к легендам Главного политуправления Красной армии.

Агитки военных лет, как книги, так и публицистика, даже близко не ставили цель показать правду, они имели задачу поднимать боевой дух народа и выполнили её, внося вклад в Победу. Например, в 1942 году вышла книга Михаила Катукова «Как я бил Гудериана» о танковых боях между Орлом и Тулой осенью 1941 года. Если верить Катукову, его танковая бригада под Мценском уничтожила аж сто двадцать немецких танков! Такая же цифра фигурировала в отчётах корпуса, правда с указанием, что упомянутые сто двадцать панцеров истребили не только танкисты Катукова, а ещё одна танковая бригада и противотанковая артиллерия. После «перестройки», когда стали доступны документы танковой группы «битого» Гудериана, оказалось, что на Мценск наступала одна танковая дивизия Вермахта, основательно истощённая, значительно уступавшая нашим и по количеству техники, и личного состава, она воевала протии свежего корпуса Красной Армии, в результате тех боёв немцы потеряли шесть танков, списанных в утиль, два десятка попали в мелкий и средний ремонт. Из документов, доступных в советских архивах и выложенных на ресурсах «Подвиг народа»/«Память народа», а также многочисленных других источников несложно узнать, что в воевавшем против группы Гудериана советском корпусе полностью уничтожена одна танковая бригада, командир застрелился, чтоб не попасть в плен, от бригады Катукова осталась половина, то есть безвозвратно потеряны примерно девяносто танков. Итого «битый» Гудериан выиграл танковую битву под Мценском со счётом 90:6, взял Мценск, отбросив остатки советских войск к Туле, Катукову, «разгромившему» Гудериана, повезло, его потрёпанную бригаду успели перекинуть на другой участок фронта.

Примерно в 1951 году, ещё при Сталине, было принято судьбоносное решение: все легенды и выдумки военных лет сохранить. Поэтому небылицы повторялись и тиражировались до самой «перестройки», когда возобладал противоположный тренд: всё опрокинуть, опровергнуть и опошлить.

Считаю одинаково недопустимыми обе тенденции: и продолжение сказочной традиции Главного политуправления РККА, и издевательство над памятью павших воинов. В качестве примера приведу случай, вобравший в себя обе эти крайности.

Из наградного листа командира эскадрильи 207 ДБАП 42 авиадивизии 3 авиакорпуса капитана Гастелло Николая Францевича, 1907 года рождения, о представлении к званию «Герой Советского Союза», скрин со страницы сайта https://podvignaroda.ru/:

 

Источник фото: https://45parallel.net/ion_degen/

Изучение этого текста, мало у кого вызывавшего сомнения в 1941 г., у современного читателя породит массу вопросов. Заметим, это не передовица «Правды», а официальный внутриармейский документ, по идее, содержащий только сухие проверенные фаты.

«Мужественный экипаж был занят мыслью…» Откуда командир полка Лобанов, подписавший бумагу, знал содержание их мыслей?

«Груда скопившихся на заправку танков». Неужели? При движении и на остановках немцы с присущей им пунктуальностью выдерживали интервал 30-35 м. Предлагаю погуглить и узнать размеры самолёта ДБ-3Ф, чтобы прикинуть, как он мог при падении повредить более чем один немецкий танк.

После 1991 г. стало достоянием гласности то, что жители Радошкович знали и раньше: в тот день у их села в сотнях метров от дороги совершил жёсткую посадку единственный самолёт такого типа, экипаж погиб, его извлекли из бомбардировщика и похоронили. При эксгумации в 1951 году на телах обнаружены документы, позволившие идентифицировать другой экипаж, вылетевший с того же аэродрома несколькими часами раньше, его члены считались пропавшими без вести. Относительная целостность тел опровергла версию «огненного тарана», в результате которого от людей на борту самолёта вообще мало что остаётся, в отличие от попытки посадки, пусть неудачной.

И вот тогда в постперестроечное время на неизвестную могилу Гастелло и его подчинённых вылился ушат грязи. Вплоть до того, что командир экипажа выпрыгнул с парашютом и сдался немцам. Всё повторять не хочу из чувства брезгливости.

Из того, что известно сейчас, экипаж Гастелло не занимался идиотизмом, пытаясь расстреливать танки из бортовых пулемётов винтовочного калибра, как написано в представлении к званию Героя Советского Союза, а намеревался сохранить самолёт, достаточно ценную боевую единицу, для чего пилот повернул на восток по направлению к Смоленску, поступил правильно и грамотно. Но ему не удалось дотянуть до аэродрома. В нулевых годах я расспрашивал жителей деревни, расположенной примерно в 16-17 км к востоку от Радошкович, на неё указывают некоторые исследователи, те со слов родственников подтверждают, что 26 июня 1941 г. в болото около их деревни действительно упал бомбардировщик.

На секунду представим: огненный таран, лётчик в доли секунды принимает самоотверженное самоубийственное решение, штурвал от себя, прощай, Родина!

А теперь как оно было на самом деле. Все самолёты и экипажи их авиачасти ушли в небытиё в течение первых дней войны. Все до единого! Не выжил никто. Двухмоторные дальние бомбардировщики, рассчитанные на атаку крупных объектов – железнодорожных и промышленных узлов со сравнительно большой и относительно безопасной высоты, отправлялись против механизированных колонн, в которую есть шанс попасть лишь метров с двухсот.

Представьте, рано утром Гастелло и его товарищи просыпаются, получают задание, точно зная – сегодня они умрут. Если не сегодня, то, максимум, на следующий день. Спокойно садятся в самолёт, сознавая – это их гроб.

Ни один, ни в экипаже Гастелло, ни остальные в полку, не откосил от полёта, не дезертировал, не смалодушничал, не запаниковал. Они все выполнили воинский долг до конца и погибли.

Это ли не истинный подвиг? Это ли не пример массового героизма? Поэтому сыпать фекалии на память о Гастелло и его однополчанах – мерзость и кощунство. Хоть никакого огненного тарана под Радошковичами не произошло.

Вообще, самоуничтожение дальней бомбардировочной авиации СССР в 1941 г. без сколько-то заметного ущерба немцам – отдельная и печальная страница. Затрону неприятную крайность, искажающую историю – крайнее преувеличение урона, причинённого врагу в результате подвига отдельно взятого героя.

6 июля 1943 года в самом начале Курской битвы погиб советский лётчик Александр Горовец, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза за уничтожение в одном бою девяти (!) немецких самолётов. Документы авиадивизии (ИАД), где вернувшиеся на базу пилоты советских самолётов заявили, что сбили восемнадцать истребителей и бомбардировщиков врага, без учёта записанных Горовцу, противоречат документам Люфтваффе, где не подтверждается столько потерь на данном участке фронта в указанный день. Кроме того, немецкие лётчики, бывшие свидетелями крушения машин их коллег, заявили об уничтожении нескольких не истребителями, а артиллерией ПВО. Таким образом, не существует никаких объективных доказательств, что в том бою лично Горовец сбил хоть один самолёт. Более того, даже две воздушные победы в один вылет – редчайшая удача, три – на грани чуда, если не вообще за гранью. Тем не менее, в чём-то упрекать Горовца глупо, он честно воевал и погиб, не подозревая, как его смерть будет эксплуатироваться.

Рассказы о феноменальном количестве сбитых самолётов, уничтоженных танков, убитых солдат благодаря заслугам одного отдельно взятого героя были прекрасны для агитации на войне в плане «берём с него пример». Сейчас они бросают тень на тех, кто реально добыл Победу. Если одному Горовцу приписать все воздушные победы истребительной авиадивизии за день, что же делали остальные лётчики ИАД? Избегали боя? Трусливо прятались в облака? Кидались врассыпную при виде немецких самолётов? Нет, они делали то же самое – воевали, сбивали, мешали бомбардировщикам прицельно отбомбиться, кто-то из них погиб позже, кому-то посчастливилось дожить до конца войны, но не попасться на перо сочинителям легенд. Они, скромные труженики ратного дела, и принесли Победу, далеко не только распиаренные индивидуумы. Ретранслируя выдумки политработников, тогда – уместные, при нынешнем уровне информированности – абсурдные, горе-писатели оскорбляют память наших отцов, дедов, прадедов. Сбить один немецкий самолёт или уничтожить один немецкий танк в реальной жизни, а не на бумаге в победном донесении, было действительно крайне сложно, требовало умения, самоотверженности, везения.

Резюме: слава Александру Горовцу и всем его боевым товарищам. Подобные рассуждения, что же на самом деле произошло в воздухе над Радошковичами или над Курской дугой, уместны для узкоисторической литературы. Когда пишу военно-патриотическую или публицистическую, стараюсь уходить от обсуждения, а если не удаётся, не иду со сделкой с совестью и не тиражирую байки. В случае с Гастелло и Горовцом, считаю, честнее привести выдержки из наградных листов или фото памятников, где фигурируют «колонна немецких танков» или «девять немецких самолётов», не утверждая истинность подобного факта от собственного имени.

Учитывая крайнюю политизированность и болезненность тем вроде панфиловцев у Дубосеково, лучше брать пример с авторов из когорты лейтенантской прозы, рассказавших о простом человеке на войне. Мой любимый поэт военной поры – Ион Деген, почитайте его стихи, написанные в перерывах между боями, и, думаю, лучше поймёте эту мысль.

Недобросовестность в изложении исторического материала очень бьёт по глазам, когда автор не только не разбирается в военно-исторической тематике, но даже не пытается, собственное невежество прикрывает фантазиями или просто «льёт воду». Примеров масса, приведу один.

В 2022 году в Беларуси вышел совместный белорусско-азербайджанский сборник «Воины Азербайджана – герои земли белорусской». Его выпустило издательство «Адукацыя i выхаванне», город Минск, составители сборника – Лариса Кучерова и Нурулла Алиев. К работе азербайджанских партнёров претензий нет, но что касается мест авторства Кучеровой, просто диву даёшься.

Всех её откровений касаться не буду, затрону близкую моему сердцу авиацию.

Глава «Крылатая судьба Адиля Кулиева» авторства Кучеровой вызывает вопросы с первого разворота. Начиная со страницы 183 и далее Кулиев сражается с истребителями «фоккер», пилотируемыми «асами люфтваффе» из эскадры JG.77. Любителям авиаистории хорошо известно, что «Фоккер»  (Fokker) – серия кургузых бипланов времён Первой мировой войны с полотняными крыльями, эти кукурузники стояли на вооружении Автро-Венгрии и Германской империи кайзера. Возможно, Кучерова «фоккерами» окрестила FW-190, я иногда встречал такое слэнговое название этого самолёта, вот только в JG.77 они на вооружении не стояли. Наконец, в Люфтваффе никогда не было асов. Результативные лётчики назывались экспертами.

О событиях лета 1944-го года: «Юнкерсы» развернулись и с воем, врубив наводящие на пехотинцев ужас сирены, понеслись к земле, штопором вкручиваясь в небесную твердь».

«Сирена» пикирующего бомбардировщика Ju-87 – просто труба под фюзеляжем. Какого-то выключателя, позволявшего «врубить» или, напротив, «вырубить» этот ревун, в конструкции самолёта не предусматривалось.  В поздних версиях самолёта не применялась, поэтому сомневаюсь, что «юнкерсы» так же ревели в 1944 г.

Оставлю в стороне сомнения в том, что в небесном пространстве над Беларусью встречаются твёрдые участки, преодолимые лишь методом «штопором вкручиваясь». Напомню, что штопор – это неуправляемое вращательное движение самолёта, грозящее крушением. Групповое исполнение штопора бомбардировщиками в бою, тем более – «в небесной тверди», описанное Кучеровой, или абсолютно уникально в истории авиации, или, как мне кажется, выдумка от первой до последней буквы, пронизанная исключительным незнанием реалий той войны и боевой техники.  

Кроме того, посвящённая Кулиеву главка (и не одна она) перенасыщена банальностями, не несущими ни малейшей смысловой нагрузки, кроме наполнения объёма хоть каким-то балластом, например: «Лётчики делали одно общее дело. Поднимали свои крылатые машины в небо. Огромное. Бескрайнее. Одно на всех. Небо становилось для них полем брани». И т.д. Ровно то же самое можно написать про Покрышкина, Кожедуба, Хартманна, Руделя, Бадера, представителя ВВС любой воюющей страны и любой эпохи.

Авиационных ляпов много. Вот занимательный про немецкие бомбардировки, сопровождавшие попытку деблокировать группировку в Сталинграде:

«Немецкая авиация совершила около 1500 налётов, сбросив 8000 тысяч бомб. Восемь тысяч бомб! За четыре дня» (стр. 258).

Цифра в 1500 налётов не просто шокирует, она убивает наповал. В период самых массированных авиаударов по Берлину с 18 ноября 1943 года по 31 марта 1944 года, т.е. за 4 месяца, а не за 4 дня, Королевские ВВС Великобритании совершили 16 налётов. Ни американская, ни советская авиация не имела возможности бомбить столь интенсивно, как британцы. Но бумажные самолётики Кучеровой затмили их. Ещё раз: у неё 1500 налётов за 4 дня, у британцев 16 налётов за 4 месяца!

Очевидно, автор просто перепутала понятия «налёт», в котором, за редким исключением, участвует группа бомбардировщиков, и «авиавылет», то есть рейд каждого отдельно взятого самолёта. Поэтому цифра вышла столь чудовищная. Кроме того, интенсивность бомбового воздействия выражается не в количестве бомб, а в их суммарной массе, вес каждой авиабомбы находится в пределах от килограмм до нескольких тонн, поэтому одно только число сброшенных совершенно неинформативно, полагаю, Кучерова не в курсе.  

Люди годами добывали Победу, проливали кровь, погибали, обеспечивая наше мирное существование… А мы, описывая их подвиг, ленимся зайти в интернет и пять минут погуглить?!

Декабрь 2024 г.

Все публикации в помощь писателю здесь:  http://www.oo-spb.by/index.php?id=6238  

 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси