20.03.2024 Критика
Философия добра и зла в книге Натальи Константиновой «Смена паролей» (Мн., 2023)
Весна – время надежд и пробуждения, обновления чувств. А что в литературе? Пожалуй, особое время неожиданных встреч, которая состоялась в один из весенних мартовских дней в 21-й минской библиотеке. Писатель и журналист Наталья Константинова, член Союза писателей Беларуси, представила такой наиболее популярный и востребованный сегодняшним читателем жанр, как детектив и фантастика. Её произведения известны благодаря публикациям в литературно-художественных журналах «Маладосць», «Полымя», «Нёман», «Новая Немига литературная». Откроем секрет: Наталья Анатольевна, вне всякого сомнения, знает толк в художественных тонкостях и хитросплетениях подобного литературного жанра, являясь лауреатом конкурса остросюжетного рассказа Союза писателей Беларуси (2022). Главной и отправной точкой разговора была ее книга «Смена паролей» (Мн., 2023). Участники встречи включились в живой диалог с автором: возникло активное желание поразмышлять о детективе и фантастике в современной литературе, за лучшие тематические вопросы многие читатели получили достойный приз – книги автора! А что же для ведущего встречи, в особенности для критика? Прежде всего удивительное желание: почувствовать себя читателем!
Скажу сразу: книга прозы Натальи Константиновой «Смена паролей» построена по принципу ключевых кодов. Так или иначе, но читателю всегда нравится ловко закрученные детективные истории. Ведь детектив не только текст, в большей степени – это интеллектуальная игра. «Открытие преступника и мотивов преступления составляет широкое поле для проявления остроумия и мозговой гибкости. Тут злая воля и хитрость ведут войну с знанием, войну интересную во всех своих проявлениях…» – писал Антон Чехов в своей психологической повести «Драма на охоте». Надо сказать, что и Наталья Константинова, представляя детектив, использует все широкие возможности для творчества, какие только может дать этот столь популярный жанр литературы. Как будто приоткрывается замочная скважина, через которую вы наблюдаете фон и реалии ушедшей или современной эпохи.
Её первая повесть «Как кормить кроликов» отличается своим углубленным психологическим сюжетом. Классика жанра: детективное агентство «Эдип» и главный герой – частный сыщик-одиночка, использующий метод личного сыска. Алексей мыслит нестандартно и готов в любой момент, считает автор, к «интеллектуальным схваткам с чудовищем, совершившим или только замыслившим преступление». Убеждённый холостяк-маргинал, предпочитающий размеренный образ жизни, боулинг-клубы, 5D-кино, иногда кальян. Что примечательно: герои – наши современники, люди, рядом с нами живущие, а место действия – белорусская столица, узнаваемые улицы Минска, центры отдыха, кафе и даже часто посещаемый жителями города – хорошо всем известный книжный магазин «Академкнига». Мы видим в повести безупречное преступление: и покушение на убийство гендиректора фирмы Александра Дмитриевича Огольцова, владельца фармацевтического бизнеса, а в финале становимся свидетелями его исполнения.
Когда и где зарождается преступление? Изначально оно зарождается в человеческой душе. Сыщику помогает работа мозга, подсознания и, безусловно, внутренняя интуиция. А еще умение читать знаки и символы, которые не случайно встречаются на нашем пути. Кролики в парке, бомж, цыганка, казалось бы, ничего особенного, но только не для утончённо-изощренного ума детектива. Как всегда ищите женщину! И будете, дорогой читатель, правы! Перед вами – вполне обычная женщина сорока лет, к тому же знающий и начитанный продавец-консультант в «Академкниге», – Светлана Лероева. Она долго не могла выйти замуж и вдруг – неслыханная партия – успешный бизнесмен Огольцов!
Стоит обратить внимание и на молодежный «специальный словарь слэнга», какой использует автор в написании повести, когда ведет речь о Вадике, сыне предпринимателя, отрицательно воспринявшим будущую женитьбу отца. Да еще на ком, на настоящей «серой мышке»! Однако не так просты, по мнению автора, «загадки психики». На помощь приходит интуиция, четко прокладывающая иррациональные и одновременно рациональные пути поиска истины. «Тоненькие ниточки улик» сплетает частный сыщик, немедленно проверяя каждую новую идею. Одним словом, бесконечная интеллектуальная работа ума и души! Этим жанр детектива неизменно привлекает внимание, поскольку позволяет потренировать и проявить наши аналитические способности. Впрочем, нередко служит и поводом поразмышлять о тёмных уголках человеческого сознания. Между тем он заставляет читателя вести собственное расследование. И здесь нас ждет неожиданный поворот: наша героиня Светлана срывает маски, «генетическая ловушка» с психологической травлей в детстве даёт о себе знать, оказывается, что роль «серой мышки»-жертвы опасна и трагична.
«Как страшны человеческая жестокость и душевная скудость!» – заключает писатель. И тут явно скрывается нечто большее, ведь у каждого преступника бывает своя предыстория. Откуда же берутся человеческие качества, которые губят его в жизни: обида, зависть, злость? «Видно нельзя из несчастья резко перепрыгнуть в счастье», – читаем в повести, ужасаясь этой поистине бессмысленной мести, двум невинным жертвам, в конечном итоге – самого Огольцова и разработчика-исследователя новых лекарственных препаратов Соколова. Полагаю, читатель уже догадался, кто же исполнитель столь зловещего действа.
Но по всем законам жанра, учитывая логику автора, за преступлением следует наказание. Детектив, увы, остался без вознаграждения, но самое главное – он уверен – исполнителей тупого, жестокого, прямого преступления ждет неминуемое возмездие. Ибо добро должно побеждать всегда, ради этого и пишутся все честные истории. Например, как рассказ, не лишённый детективно-приключенческого элемента, «Всё достаётся победителю». Тут явно есть чему удивиться: роуп-джамперы, скалолазы с четырёхлетним опытом – «сверхлюди», собратья по духу, предпочитающие такой рискованный вид активного отдыха. Но случайное падение с высоты круто меняет жизнь одного из главных героев, хотя он не впал в отчаяние, а целенаправленно используя основную профессию юриста, превратился в «признанного эксперта-блогера по качеству пищи». Однако столь благородная миссия имеет и некоторые опасные крайности, подчас подобная «честность доходит до степени патологии». И однажды Антон попадает в ловко расставленный капкан рекламного проекта. Популярность, достигнутая упорным трудом, оборачивается для него потерей репутации – «кристально честного защитника интересов людей». Иногда боги жестоко смеются над людьми, исполняя их самые заветные желания. «Я – суперпопулярный блогер с сотнями тысяч подписчиков, и всех их я сейчас обману. Таков печальный финал пьесы…» – но не будем, по мысли автора, спешить с выводами.
Жизнь и время многое расставляют по местам. Тайное рано или поздно становится явным. Чувство вины лучшего друга, преднамеренно неправильно завязавшего напарнику скрепляющий узел, – всего лишь искусная игра. Не более того. Из-за любви к Даше, на которой Антон собирался жениться, он идет на роковое решение. Попытка убийства очевидна! Впрочем, ничто не ново под луной: любимая девушка возвращается, а история с рекламой неожиданным образом оборачивается для Антона невероятной удачей! «Жизнь продолжается, и она прекрасна», – значит, стоит бороться до конца и никогда не сдаваться!
Нечто таинственное прочитывается в рассказе «Несколько случайных нот». Надо признать, непривычный сюжет ярко блеснул пронзительным лучом романтики. Во многом сюжет классический. Молодая женщина, напоминающая загадочную блоковскую «незнакомку», собирает материал для своей будущей книги, ищет новые впечатления, каких, видимо, ей не достаёт в ее до мелочей налаженной жизни. Она ежедневно посещает пиццерию «Джампо», место «демократического отдыха условной молодежной элиты», засиживаясь за чашечкой кофе до позднего вечера. «Иногда мы живем с собой, как с незнакомцами», – замечает Илья, завсегдатай этого заведения. В то же время поиск сюжетов для прекрасной «незнакомки» равносилен поиску приключений, поиску острых неведомых ощущений. Хотя и само преследование этой женщины было для Ильи тоже придуманным приключением, которое вносило в его однообразную жизнь, уже изрядно ему поднадоевшую, «что-то очень красивое», наполняло ее иным смыслом, придавало ей совершенно иные краски. Учеба, «тусовки» с друзьями надоели до нельзя. И вдруг история ее внезапного похищения, и такое же внезапное появление «медийной персоны», благородного мужа ослепительной «незнакомки», и вознаграждение за безопасное приключение жены. Печально, но чуда не случилось. «Так неужели «действительно больше ничего и нет?..» – спрашивает себя молодой человек. Какая-то незавершенность ощущается не только в судьбе героя, но, пожалуй, и в окончании самого рассказа.
Общеизвестно, для того чтобы преступление было успешным, обычно необходимо заранее обдумывать все его детали. Вот такое заранее продуманное преступление в рассказе «Убить и жить дальше» и осуществил один из его персонажей. Глубоко психологическая и довольно запутанная детективная история. К тому же другое важное действующее лицо – известный психолог со стажем. Это от начала и до конца интригующее повествование о человеческой природе, о человеческой сущности во всём многообразии ее видов, родов и форм. Психологический детектив, завязка которого кроется в перипетиях характера, отношений, проблем добра и зла, согласитесь, всегда найдет своего неравнодушного читателя. Впечатляет и заповедь высококвалифицированного психолога: «Не судить и не оценивать клиента, а просто профессионально анализировать». Хотя еще сильнее поражает любое воображение его клиент бизнесмен Димитру, который убил собственную жену и который хочет полностью избавиться от чувства вины, мешающего ему полноценно жить и работать. Более того, он хочет обрести новые смыслы, и не поверите, получать от жизни новые удовольствия!
Моральный аспект проблемы неоднозначен, но психолог напрочь отбрасывает сомнения, при этом ощущает даже азарт в позитивном поиске методов и приёмов возвращения своего клиента к нормальной жизни. Но насколько же коварен был совместный розыгрыш-алиби Димитру и настоящей актрисы Илоны, скрывающейся под маской давно убитой жены бизнесмена! Ведь в него, как ни странно, оказался вовлечён и наш психолог, по сути выдавший своему клиенту еще одну «индульгенцию на убийство!» Просто непостижимо. В этом деле, признаюсь, действительно что-то неладно.
Нужно сказать, Наталья Константинова умеет варьировать стилем, умеет моделировать художественную реальность. Фантастика – зеркало реальности – объект исследования – новая ступень развития измененной человеческой природы. Как выглядит пейзаж фантастической литературы спустя 30 лет после 90-х годов? В какой теме и в каком направлении может быть прорыв? Чего нам ждать? По-прежнему в современной прозе актуальна философская проблематика добра и зла. В произведениях Натальи Анатольевны звучит извечная вселенская мистерия – фаустиада души и тела. Разгадка на многие вопросы кроется в ее фантастической повести, название которой говорит само за себя, – «Познание зла».
Наша планета потерпела катастрофу: из-за ошибки в компьютерной программе на Землю упал метеорит, принесший катастрофические разрушения. Самое трагическое: «Вирус оказался истребителем рода человеческого. <…> За короткое время погибло всё население земного шара. <…> На века планета стала пустынной». Мир превратился в «свалку трупов», и вся земля напоминала некую зону отчуждения.
Причем, вот что любопытно: автор занимается своим излюбленным занятием – созданием иного мира – осязаемого, волнующего, будоражащего читательское воображение. Как будто из «чёрного квадрата» появляется на свет совершенно другой магический квадрат, где главенствуют точные числа, и компьютер в нём – предтеча настоящего параллельного мира. Как альтернатива погибающей цивилизации «возникла раса, воплотившая в себе идеал, к которому человечество стремилось долгие века и тысячелетия». Эти «морально совершенные индивиды» культивировали в себе: честность, порядочность, доброту, сострадание, благородство, братскую любовь. У них сохранилась информация на жёстких дисках о старом безвозвратно исчезнувшем мире. Лишь болезни омрачали их вполне успешную и во всех смыслах райскую жизнь. Потрясающе, но с помощью собственного сознания возможно создавать картины и в сознании других, тем самым воздействуя на человеческий мозг и излечивая людей от неизвестных вирусов. Но так ли реален честный путь, останется ли вообще человек как личность?
В этом гармоничном лишь на первый взгляд новом сообществе людей кроется нечто. Главный герой повести, врач-исследователь Грэг Доусон, не случайно задумывается о том утерянном мире, пусть противоречивом и далеком от идеала, но всё же мире эмоционально сильных чувств и поступков. Да, им удалось воплотить идею коммунизма в отличие от своих предшественников, и теперь они искренне радуются успехам друг друга. Но даже «мир прекрасных образов» может наскучить, так или иначе Грэг находит их весьма однообразными. В жизни совершенных людей нет драматизма, все великие произведения, что подтверждает исчезнувшая эпоха, всегда рождались на грани трагизма. Чтение и литература сподвигли его к неожиданному открытию: «… мы эмоционально паразитируем на людях, живших до катастрофы!». Такова по сути цена правды и блаженства. Быть может, мы обязаны жизнью тем, кто предшествовал нам? Не безнравственна ли «эксплуатация» чужих страданий? Вопрос прямо по Достоевскому!
Запланированный визит героя в прошлое меняет всё в корне и пробивает брешь в казалось бы такой отлаженной и чёткой системе всеобщего благоденствия. Однако в программе «капсулы времени» произошел сбой, что-то пошло не так, и он вынужден надолго остаться в том неопределённом периоде Земли, который резко изменила катастрофа. Чуждый мир поразил путешественника своим недружелюбием. Странная экскурсия обернулась для него настоящей трагедией, с какой ему придется столкнуться уже не по книгам. «Все живые существа стали травоядными», – читаем в повести, но так было поначалу, затем всех животных съели, и на планете начался «мясной голод».
Мартин Браун, чужак, главарь банды преступников, для которых было естественной необходимостью «убивать и съедать себе подобных», предлагает Грэгу Доусону сделать выбор: лечить бандитов и получать за это еду, чтобы выжить, либо умереть. «Боль безвозвратной потери себя», – вот что по-настоящему страшно для человека, когда-то свято верившего в добро и любовь. Мы будто со стороны каких-то неведомых пространственных измерений наблюдаем распад этого общества. Вплоть до полного отказа от человеческого. Смерть духа и радикальная сознательная переделка человека, обреченного на отвратительные причуды безнравственного поведения. Теперь нашему герою понятна и близка мысль о несовершенстве человеческой природы. Ну что ж, значит нужна личность, готовая пойти на риск. Грэг стоит перед мучительной дилеммой: сохранить верность своей расе или изменить ход истории! Да, он готов к финальным действиям! Недаром завершающий аккорд повести звучит у автора в самом её начале: «Оставался всего час. Потом целый мир перестанет существовать. Сейчас я решаю судьбы миллиардов людей». А тем временем «к Земле с огромной скоростью летел смертоносный метеорит». Пускай читатель додумает, каково же окончание этого фантастического сюжета, и есть ли всё-таки у человечества выход из созданного им же самим запутанного вселенского лабиринта?
Ещё одна тема, которая послужила для Натальи Константиновой основой ее фантастического рассказа «Лёгкое дуновение мечты», – это тайна бессмертия, во все времена волновавшая умы и заставлявшая совершать самые невероятные открытия. Бессмертие – одна из самых увлекательных и распространённых тем в художественной литературе. Изначально концепция бессмертия появилась в области мифологии, но впоследствии стала повторяющимся элементом в произведениях жанра ужасов, научной фантастики и фэнтези. В современной фантастике идея бессмертия рассматривается часто под самыми разными углами. Наталья Анатольевна выстраивает собственную модель, в ее мире нет хаоса, наоборот – царит абсолютный порядок и одновременно жёсткая дисциплина. Это своего рода антиутопия. На сей счёт не помешает вспомнить известные романы Замятина, Оруэлла, Брэдбери, Хаксли, Голдинга. Перечень можно было бы продолжать до бесконечности.
Неудивительно: жизнь каждого человека скоротечна. Справедливости ради отметим, кто же не хочет жить вечно? Вот и персонаж «Лёгкого дуновения» Нэд Киллман, специалист по маркетингу, однажды сделает открытие: «… чтобы стать бессмертными, люди должны жить в полной изоляции. Важно, чтобы их не видел вообще никто… Никаких контактов». Общество, использовав его научную теорию, пошло дальше, оно построило «резервацию», где высокоинтеллектуальные компьютеры разрабатывали целые программы, непосредственно касающиеся всех областей человеческой жизнедеятельности. Сегодняшний жанр фантастики предполагает формирование нового глобального человека. И автор рисует биосоциальный портрет подобных существ-индивидов, которые вошли в цивилизационный кризис, – битву между буквой и цифрой, образом и числом, человеком и зверем, зверем не в биологическом, разумном, понимании, а в духовном. Чисто компьютерное мышление ведет к расчеловечиванию. Философская глубина, нравственно-социальная острота в рассказе Натальи Константиновой дают нам колоссальную работу ума и чувства.
В судьбе главного героя любовь меняет всё. Оказывается, даже жизненный опыт в условиях полной изоляции подскажет ему, что нельзя руководствоваться лишь одним рассудком, одной программой действия. Свидание с девушкой убедит окончательно: ничего нельзя запрограммировать. Лучше потерять бессмертие, чем быть одиноким. Ему приоткрывается однобокость и духовная пустота этого вечного мира. «Да, я захотел любви… Мы будем смертны, но свободны», – говорит он своей девушке. Но общество, где царят нейронные сети, создающие иллюзию реальности, где единожды и навсегда для всех установлены одинаковые правила, никому не прощает измены. Как ни печально, герои погибают. Человеку здесь нет места. Кто мы на самом деле? Насколько мы свободны в своих мыслях, чувствах, деяниях? Наталья Контантинова следует мудрой истине: литература в первую очередь должна уметь ставить вопросы, тем самым открывая для читателя возможную многовариантность ответов.
Древние мыслители, напоминает автор, считали, что если человек умирает, то рождается вновь, в другой жизни. Наперекор тому, что грядёт эра искусственного интеллекта, муки одиночества ее героев, удвоенные мукой любви, находят своё оправдание, как ни парадоксально, лишь в бессмертии. Вечна только любовь! Не будем бояться заглянуть в наше завтра. Не отдадим никому наше грядущее!
Людмила Воробьева, литературный критик.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси