04.09.2020 Публицистика
Что должно лежать в основе современного литературного произведения? Кто-то скажет – актуальность, кто-то вспомнит о красоте стиля, кто-то будет говорить о персонажах, динамике, увлекательности, исторической достоверности… Но всё это – внешняя сторона текста, «оболочка». А ведь у любого произведения должна быть и более глубинная, внутренняя сторона.
Проблема безыдейности литературы особенно остро стоит в наше время. Речь не только о литературе массовой. Так называемые интеллектуальные бестселлеры тоже часто не могут предложить своим читателям что-то большее, чем «чернуху» в описании действительности, депрессивные размышления о несовершенстве мира и витиеватость стиля. С другой стороны, книжные полки и Интернет наполнены одноразовыми произведениями, которые и не пытаются заставить читателя задуматься. Литература превращается в бегство от реальности, из которого читатель возвращается с пустой головой и пустым сердцем. И именно такие книги – в жанрах любовного фэнтези, литРПГ, псевдоистории и т. д. – приобретают сейчас огромную популярность.
Стремление читателя к «комфортному чтению», желание отвлечься от окружающего мира было всегда. И всегда были книги для «лёгкого чтения». Но в наш информационный век в Сеть выплеснулось огромное количество авторов, книги которых неграмотны, пусты… но зато потакают читательским желаниям и ожиданиям: броские внешне, штампованные персонажи, предсказуемый сюжет, необязательный юмор, но обязательный хэппи-энд. Этот книжный «фаст-фуд» (в том числе и фанфики) опасен тем, что вызывает зависимость. И, как и любой фаст-фуд, несёт в себе крайне мало полезного.
А между тем, литературы без идейной стороны быть не может. Почему мы так любили сказки в детстве? Не только за волшебство. Потому что в них мы видели победу добра над злом, потому что сказки учили дружбе и верности, взаимопомощи и милосердию. Почему так популярен тот же «Властелин колец», относящийся к жанру фэнтези? Не только из-за четкой прописанности и глубины мира. Но и потому, что это история о братстве, преодолении себя и жертвенности.
Может ли литературное произведение сводиться только к идее? Нет, иначе оно станет публицистикой. А можно ли его свести только к приключениям-отношениям-стилю? Нет. Иначе оно станет пустышкой. Вне зависимости от жанра.
Алесь КАЗЕКО, председатель Могилёвского областного отделения Союза писателей Беларуси
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси