Анализ востребованности книг белорусских писателей в библиотеках Республики Беларусь за 2019-2021 гг.


Анализ востребованности книг белорусских писателей  в библиотеках Республики Беларусь за 2019-2021 гг.

25.06.2021                                                          Новости


Исследование показало, что публичные библиотеки по-прежнему сохраняют лидирующее положение в распространении печатного литературного слова в стране, предпосылок к их сокращению или, тем более, ликвидации – не наблюдается.

 

По инициативе Союза писателей Беларуси в исполкомы областей и города Минска были направлены письма с просьбой предоставить данные о востребованности произведений писателей, ныне живущих и работающих в Беларуси за период 2019, 2020 и первый квартал 2021 года. По сравнению с обследованиями прошлых лет, охватывавших ровно два года, прибавлены дополнительные три месяца для компенсации ожидаемого снижения спроса на книгу в публичных библиотеках из-за пандемии COVID-19, однако опасения оказались напрасными – белорусы не отказались от посещений библиотек. В поле зрения попали данные по 1 097 942 книгам, к ним обращались 1 212 967 раз. По опыту прежних лет эмпирическим путём было установлено, что книгу следует признать актуальной, если к ней читатель обращается не реже раза в два года, этот показатель условно принят за 100%, примерно таковым он был в предыдущие годы. Последнее исследование дало цифру в 110%, т.е. прирост показателя примерно пропорционален увеличению периода исследования. А значит – интерес к отечественной литературе не падает и в трудное ковидное время.

 

Для репрезентативности взяты фамилии авторов четырёх групп: 1) члены Союза писателей Беларуси; 2) члены Союза белорусских Писателей; 3) члены литобъединения «Полоцкая ветвь»; 4) не входящие в какие-либо союзы.

 

В Беларуси действует ещё одно республиканское литобъединение – ПЕНцентр. Но самые активные члены ПЕН-центра одновременно состоят в СБП, поэтому учтены при исследовании библиотек в списке СБП.

 

Из числа членов СПБ и СБП избраны руководители, а также наиболее продуктивные авторы, либо те, чья фамилия «на слуху» благодаря рекламе. «Полоцкая ветвь» включена в исследование исключительно из-за настойчивого стремления её лидеров заставить общественность считать их полноценным общереспубликанским сообществом.

 

Кроме того, для полноты картины включены не состоящие в литобъединениях дуэт Жвалевский-Пастернак, они учтены как один автор, и Андрусь Горват. В статистике прозаика Екатерины Насуты суммируются показатели обращения к книгам, изданным под двумя её основными творческими псевдонимами.

 

Данные собраны исполкомами без участия и влияния СПБ, нами они только сведены в общую таблицу и просуммированы. В результате стало очевидно, что Союз писателей Беларуси, выступающий за стабильность и единство в стране, упрочил своё положение в сегменте библиотек, оппозиционный Союз белорусских писателей заметно проигрывает и по результатам лидеров, и по картине в целом, а «достижения» «Полоцкой ветви» настолько скромны, что близки к статистической погрешности. В библиотеках просто нет достаточно репрезентативного количества их книг.

 

Работы членов Союза писателей Беларуси не только обеспечили большинство читательских обращений, а именно – 786702, но гораздо более высокий показатель спроса – 117%, т.е. больше чем одно обращение к книге за каждые два года. СБП дал скромные 99%, здесь и далее применяется округление процентов до целого числа. Иными словами, к произведениям членов СБП читательская рука прикасается в среднем существенно реже, чем раз в два года.

 

Тройка писателей-лидеров не изменилась. Наибольшее число обращений к книгам зафиксировано у трёх прозаиков Союза писателей Беларуси – Николая Чергинца, Натальи Батраковой и Георгия Марчука, причём член СПБ лидирует и по относительному показателю спроса – 553%. Светлана Алексиевич, которую не нужно представлять, существенно уступила. При том, что библиотеки весьма плотно заполнены её книгами (в поле зрения попало 23008 экз.), читательский интерес весьма далёк от показателей лидеров. По количеству обращений к её произведениям она лишь на восьмом месте, уступая не только Чергинцу, Батраковой, Марчуку, Липскому, Позднякову из СПБ, но и коллегам по объединению.

 

По относительным показателям востребованности Алексиевич также на восьмом месте – почётном, но только не для лауреата Нобелевской премии по литературе. Её обошли как маститые авторы уровня Николая Чергинца, так и дебютанты нашего исследования, в частности – Екатерина Насута, член СПБ (Гродненское отделение). Сложив данные по книгам Насуты, изданным под двумя псевдонимами, получаем 2284 книг и 5484 обращения к ним, показатель востребованности – 240% против 168% у Алексиевич.

 

Пример Екатерины Насуты показателен ещё тем, что все до единой её книги суммарным тиражом в более чем полмиллиона экземпляров изданы в Российской Федерации. 2284 экземпляра в библиотеках и ещё какое-то количество, реализованное через розничные магазины – капля в море по сравнению с проданным за рубежом. Представляется, что отечественные книгоиздатели обязаны уделить внимание успехам нашим земляков за границей, а библиотеки и Белкнига – тратить больше средств на закупку иностранных изданий белорусских, а не зарубежных авторов.

 

Результаты исследования доказывают, что поэзия может быть востребована практически так же хорошо, как и проза. Число обращений к книгам председателя Минского городского отделения СПБ поэта Михася Позднякова – 46310, что близко к показателям лидирующих прозаиков.

 

Сила любого из творческих союзов, в числе прочего, зависит от личного авторитета руководителя. В данном случае немаловажно, насколько он состоялся как писатель. Здесь цифры не требуют комментариев.

 

 

Николай Чергинец,

Председатель Союза писателей Беларуси

Борис Петрович, Председатель Союза белорусских писателей

 

Олег Зайцев, Председатель «Полоцкой ветви»

Количество книг в библиотеках

34467

1226

663

Количество обращений к книгам

61062

959

348

Востребован-ность книг библиотечного фонда

177%

78%

52%

 

Нужно добавить, что 663 книги Зайцева в библиотеках республики – это абсолютно лучший результат для «Полоцкой ветви», у остальных авторов данного литкружка представлено от 60 до 609 книг, т.е. нерепрезентативное количество. Их же коллективу принадлежит антирекорд по востребованности, творения Тамары Лознюхи (436 книг) обращали на себя внимание за 27 месяцев всего лишь 175 раз, относительная востребованность 40%. Иными словами, в среднем книга открывается читателем реже чем раз в пять лет! Таким образом, сколько-нибудь заметного влияния авторов из «Полоцкой ветви» на литературную жизнь страны не отмечено.

 

Ранее антирекорд (66% за 24 месяца) удерживал Михась Скобла (оппозиционный СБП), теперь результат у автора ещё хуже – 54% за 27 месяцев, 2285 книг взяты читателями всего лишь 1231 раз. Но Скобла – не лидер антирейтинга, а третий снизу, так как у двух горе-литераторов из «Полоцкой ветви» цифра ещё хуже. Это же позорное третье место с конца разделил со Скоблой другой оппозиционер – Василь Гигевич, из того же СБП.

 

В протестном 2020 году ожидалось, что литераторы из рядов старой оппозиции, «борцы с диктатурой» замеса 1990-х и 2000-х годов, наберут популярность хотя бы среди сторонников. Но в цифрах востребованности книг писателей из СБП это предположение не нашло подтверждения. И сейчас рейтинги ниже 100% у многих из них, считавшихся чуть ли не «властителями умов». У Владимира Некляева – нищенские 62%. У Сергея Панизника – 64%. У Генриха Далидовича 66%.  Даже у Владимира Орлова столько же, 66%. Справедливости ради нужно отметить, и в СПБ есть авторы, ранее весьма любимые читателями, чья популярность у посетителей библиотек существенно снизилась.

 

Результаты исследования позволяют сопоставить усилия по рекламе книг и читательский спрос. В этом отношении интерес представляют показатели Виктора Мартиновича. С выходом очередной книги город наводняют плакаты и постеры, продвигающие Мартиновича. Презентации, сопровождающиеся шумом и помпой, сменяют друг друга. Несколько месяцев станции минского метрополитена «украшал» плакат «Виктор Мартинович рекомендует» с фотографией литератора. При такой безудержной рекламной поддержке тиражи его книг должны исчисляться сотнями тысяч и миллионами экземпляров, в библиотеках, наверно, записываются в очереди на его творения… Но ничего подобного не происходит даже близко. В библиотеках Мартинович представлен достаточно широко – 6247 книг. Но за 27 месяцев зарегистрировано всего лишь 5357 обращений. Или 86%, даже хуже, чем в среднем по оппозиционному союзу. Иначе говоря, усилия – огромные, результат – аутсайдерский.

 

Предлагаем изучить итоговую таблицу самостоятельно и сделать собственные выводы.

Пресс-служба ОО «СПБ»

 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси