Мнение писателя: Каждому белорусскому театру по персональному предателю и полицаю?! или Почему белорусские театры стали рассадниками национализма и антигосударственной политики


Мнение писателя: Каждому белорусскому театру по персональному предателю и полицаю?!

20.03.2021                                                Публицистика


Часть первая

 

Любое негативное явление в обществе, и искусстве в частности формируется, как правило, не сразу, одномоментно, а по прошествии определённого времени. Времени, когда при равнодушии и попустительстве одних другие начинают реализовывать свои личные цели и, попадая под влияние неких внешних факторов, фактически разрушают то, что должны всячески беречь и развивать. Казалось бы, внешне крепкий дом оказывается почти превращённым в труху червями-древоточцами и может в любой момент рухнуть.

Сегодня я хочу поговорить о белорусских театрах и белорусском театральном искусстве в целом, его современном и довольно печальном состоянии и положении. Да, всё проявилось наиболее ярко после президентских выборов в Белоруссии 9 августа 2020 года, когда актёры белорусских театров по всей стране были во многих случаях в первых рядах участников антигосударственного мятежа и массовых антиправительственных протестов.

Для меня лично в этом не было ничего странного или неожиданного. Древоточцы давно подточили здание белорусского народного театра и, увы, постоянная череда скандалов – лишь печальный итог того, что происходило в этой сфере десятилетиями.

Я очень любил белорусский театр советского времени, белорусские пьесы с их юмором, народным колоритом, профессиональными декорациями. Пьесы Крапивы («Кто смеётся последним», «Врата бессмертия»), Макаёнка («Затюканный апостол»), Купалы («Павлинка»), Вольского («Нестерка») и многие другие стали шедеврами белорусского театра, сформировали его основу, стержень. Помимо этого было много пьес о войне, партизанах. Дети, посещая театр, выносили оттуда по настоящему доброе и вечное, а взрослые – ощущение национального характера и самой эстетики, добра и мудрости белорусского театра. Большой и светлый дом был построен. И в прямом, и в переносном смысле.

Я тогда стал писать и говорить на белорусском языке, а в девяностые по инерции написал две пьесы на белорусском языке…

Потом Советский Союз распался. Именно тогда, в девяностые, появились первые признаки того, что дом начинает болеть. И связано это было с тем, что после обретения Республикой Беларусь независимости резко возросло количество международных контактов и, во многом – с представителями белорусской эмиграции на Западе. Той самой эмиграции, в немалой степени состоявшей из бывших недобитых полицаев, предателей и коллаборантов, которые, опасаясь мести за своё пособничество врагу в годы немецко-фашистской оккупации, бежали вместе с немцами под ударами Красной Армии в 1944 году, освободившей Белоруссию в результате операции «Багратион». Теми самыми, которые даже под охраной немецких штыков боялись, что их настигнет кара партизан или подпольщиков.

Из Германии предатели, полицаи и коллаборанты всех мастей перебрались дальше на Запад – в основном за океан, в США и Канаду, где продолжили свою деятельность уже под контролем не немецких фашистов, а американских и канадских спецслужб, составив «правительство в изгнании» - Раду Белорусской Народной Республики.

Среди них было и некоторое количество «писателей, поэтов, драматургов» и прочих представителей творческих профессий.

Вот тут-то это «культурное наследие» и пригодилось как нельзя кстати – его стали усиленно продвигать уже у нас под видом «культурного возрождения». Не сразу, не одномоментно, но упорно и постоянно.

Когда ветеранов войны, в том числе и творческих работников, становилось всё меньше, продвигать предателей и коллаборантов стали всё более активно. Безусловно, всё это тщательно планировалось нашими зарубежными «партнёрами».

Такие же процессы шли по всему постсоветскому пространству, принимая особо отвратительные формы в Прибалтике и на Украине: все эти чествования «ветеранов» Ваффен СС и дивизии «Галичина».

В Белоруссии, которая вся буквально пропитана кровью партизан и подпольщиков, и болью уничтоженных миллионов наших людей, к данному «процессу» подошли осторожно. Началась долгая и весьма кропотливая работа по отбору персонажей, которые с одной стороны были явно антисоветскими и «боролись с коммунизмом и сталинизмом» в рядах предателей и полицаев, помогавших немецко-фашистским оккупантам, а с другой не были замешаны в уничтожении людей, пытках и грабежах (по крайней мере, прямо).

Помните старый анекдот? Школьники спрашивают «ветерана»:

- Дедушка, а что вы делали во время войны?

- Подносил снаряды нашим солдатам, - отвечает тот.

- А они вас благодарили?

- Да! Так и цокали языками: гут, гут!

Вот такие, с позволения сказать, «творческие люди», «незаслуженно забытые подвижники белорусского национального возрождения» стали всё чаще появляться на страницах прессы, в «научных изысканиях», на мероприятиях в музеях, ну и, конечно же, их «творчество» постепенно стали «открывать белорусам» и «возвращать из незаслуженного забвения» наши театры.

Процесс набрал такую силу, что даже известные и заслуженные артисты, дабы не прослыть «ретроградами и закостеневшими сталинистами, манкуртами» и т.п. вынуждены были лишь печально за всем этим наблюдать, не будучи в состоянии что-либо сделать – к руководству театрами, в театральные труппы пришли совсем другие люди, установившие свои, совсем иные порядки.

Приведём конкретные примеры. Горькие, но весьма показательные…

Буквально в день написания этой статьи, 11 марта 2021 года, Белорусский государственный академический театр юного зрителя покажет спектакль «Когда проснётся Бог…».

Вот что написано в афише: «Когда проснётся Бог… и зашевелится совесть, что будут делать безразличные и беспощадные? - переспрашивает Лариса Гениуш, отдавшая «жизнь свою борьбе и терпению за свой народ». Согласно «Исповеди» Ларисы Гениуш.

Спектакль предназначен для весьма «возрастных детей» - от 16 и старше. Ну, кто бы сомневался – Гениуш, очевидно, переживавшая за своё прошлое и связи с гестапо и немцами, а также антисоветской белорусской эмиграцией, напрямую сотрудничавшей с фашистами по всей оккупированной Европе, пыталась как-то оправдаться в своей «Исповеди». Самое то для детей? А пьесу про Марата Казея ТЮЗ не мог поставить в год 80-летия начала Великой Отечественной войны (я представляю, в каком «фу» скривились сейчас некоторые «творцы»)? Кстати, ТЮЗ располагается неподалёку от Администрации Президента – на ул. Энгельса 26.

Это та самая Л.Гениуш, которая совместно с мужем И.Гениушем, находясь в Праге, активно сотрудничала с немецкими оккупационными властями и с белорусской эмиграцией, находившейся на оккупированной фашистами территории. Да, Гениуш не забывала о поэзии – её литературный дебют состоялся ни где-нибудь, а в нацистском Берлине на страницах издающейся там газеты «Раница», специально созданной нацистами для белорусской эмиграции. Любопытно то, как её пытаются оправдать за это -  в «Ранице» «помимо немецких сводок были белорусские проблемы, стихи, корреспонденция». Ну, подумаешь, реляции о гитлеровских успехах, портреты фюрера. Зато – и «проникновенные строки Гениуш о Белоруссии». Ну, насчёт строк, это спорный момент. Вот «проникновенные» строки Гениуш о белорусских партизанах: 

«Пішуць вершы, повясці, раманы,
Усё ж няма там ні слаўца нігдзе,
Каб грудзьмі стаялі партызаны
За расстрэляных, за паленых людзей!

То не подзвіг баявы і смелы,
Толькі брэх сабачы і пусты,
Наклікаць на сёлы смерць умелі,
А самыя шпарылі ў кусты!

Выстаўлялі немаўлят пад стрэлы,
А слабых жанчын пад кулямёт,
Ім за рэйкі дык душа балела,
Не балела толькі за народ». 

Гут! Гут! 

После нападения гитлеровской Германии на СССР Иван Гениуш в числе прочих «патриотов» отметился 28 июля 1941 года подписанием телеграммы, приветствовавшей начало войны с Советским Союзом. Потом Лариса Гениуш всю жизнь пыталась оправдаться, что эту телеграмму не подписывали…

Ну и что же тут такого, ответят некоторые. Существует даже отдельный проект (!) - «Амазонки белорусской поэзии», цель которого - привлечь внимание посетителей к белорусской женской поэзии XX века.

Да, есть такой «проект», и Гениуш в нём далеко не самая «яркая амазонка». 31 января 2020 года в филиале «Литературный музей Петруся Бровки» Государственного музея истории  белорусской литературы (Минск, ул. К.Маркса 30 – опять же рядом с Администрацией Президента) прошло «театрализованное интерактивное мероприятие «Наталья Арсеньева: ангел или дьявол», о чём с удовольствием сообщила “Краязнаўчая газета”. К тому же, согласно письму от 28.12.2020  № 01-16 / 4-567 за подписью заместителя министра культуры В.И.Громады “В ходе мероприятия были прочитаны пейзажные и философские, антивоенные тексты Н.Арсеньевой, даны эпизоды из личной жизни, рассказано про переводы на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича, либретто к операм Клейста, Моцарта и др., выполненные поэтессой, а также приведены примеры высокой оценки ее стихов Максимом Горецким и Максимом Танком. Мероприятие носило познавательный и эстетический характер».

Видимо из-за «малозначительности» в письме умолчали о том, что «амазонка белорусской поэзии» Н.Арсеньева с 1942 года активно работала в изданиях «Белорусская газета» и «Голос деревни», издаваемых оккупантами для нацистской идеологической пропаганды в среде белорусов. В 1943 году дослужилась до должности цензора Генерального Комиссариата «Белорутения» и контролировала всё, что выходило официально на белорусском языке. Активно работала в рядах Белорусской самопомощи, Союза белорусской молодёжи, Белорусского культурного объединения. Охотно участвовала в различных культурных мероприятиях, организованных фашистами, выступала с собственными стихами. Именно тогда, в 1943 году, Н.Арсеньевой и был написан текст «Магутны Божа». Муж Н.Арсеньевой Ф.Кушель был одним из самых видных полицаев и предателей, лично командовал карательными операциями против мирного белорусского населения и партизан.

Кстати, именно на квартире у Ф.Кушеля и Н.Арсеньевой ночевала Л.Гениуш, когда, избранная пражским гестапо, приехала поучаствовать в скандальном Втором Всебелорусском конгрессе, состоявшемся 27 июня 1944 года в здании нынешнего национального академического театра Янки Купалы (г.Минск, ул. Энгельса 6).

Андрей ГЕРАЩЕНКО


Часть вторая

 

Оказавшись в Германии, Ф.Кушель участвовал в комплектовании войск СС из числа белорусов. Когда в очередной раз «изменились обстоятельства», полицай перебежал к американцам, и в 1947 году вошёл в состав новой Рады БНР во главе с Н.Абрамчиком в качестве «военного министра» и по совместительству - «генерала». В США оказалась и его жена Н.Арсеньева. В том же 1947 году на слова Н.Арсеньевой «Магутны Божа» Н.Ровенский (во время оккупации – регент церковного хора) написал музыку. «Магутны Божа» Рада БНР считает своим «гимном». С тех пор белорусская эмиграция и наша бело-красно-белая публика усиленно продвигают этот «гимн» если и не в виде государственного, то хотя бы в качестве «духовного гимна христиан Беларуси».

Тот самый «Магутны Божа», который так старательно распевали протестующие под бело-красно-белыми флагами полицаев всю вторую половину 2020 года. А отдельные «особо продвинутые, патриотичные и смелые» артисты даже записали специальный клип. Как было сказано в публикации на портале Тут.бай от 29 октября 2020 года в материале: «Звёзды белорусского театра записали гимн «Магутны Божа». Послушайте и посмотрите клип, это мощно»: Звёзды белорусского театра записали гимн «Магутны Божа». Идея и вокал принадлежат звезде белорусской оперы Илье Сильчукову, текст читает актриса Юлия Шпилевская, в клипе снялся актер Павел Харланчук».

Для читателей поясню, что Илья Сильчуков – солист Большого театра оперы и балета Беларуси, Юлия Шпилевская – актриса Национального академического театра имени Янки Купалы. Павел Харланчук представлял как театр имени Янки Купалы, так и Национальный академический драматический театр имени Максима Горького.

Что ж… Весь театральный свет белорусской столицы… И в самом деле - «мощно»! В смысле - вляпались мощно, на всю жизнь.

Гут, гут!

Вряд ли они до конца знали «историю» сего «духовного гимна». А, может, уже было всё равно – главное «отметиться в борьбе с режимом».

И ведь не простые это артисты. В том смысле, что не рядовые, а всячески обласканные, отмеченные, превозносимые. Тот же Сильчуков – лауреат Гранд-премий Специального фонда президента по поддержке талантливой молодёжи три года подряд – с 2008 по 2010-й. Харланчук в 2011 году получил первую Национальную театральную премию Беларуси за лучшую мужскую роль в спектакле «№13» театра-студии киноактёра. Шпилевская – в 2013 году получила медаль Франциска Скорины, а 11 января 2020 года Александр Лукашенко самолично вручил ей Диплом о присвоении почётного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь». Да что там, ещё 3 июля 2020 года Шпилевская была соведущей праздничной программы «Наш курс – успех, наш корабль – Беларусь» на СТВ. На красивом голубом платье красивой телеведущей Шпилевской был гордо пришпилен красно-зелёный бант цвета государственного флага!

Обласканные, национально-ориентированные, улыбающиеся Лукашенко, радостно принимающие от него награды…

Какие же неподражаемые «мужество», «стойкость» и «принципиальность» проявили эти артисты в своей невероятной жизни – ведь ненавидели «диктатора», но… улыбались. А после 9 августа 2020 года прозрели, начали делать один демарш за другим и… записали клип «Магутны Божа», текст которого написала Н.Арсеньева, прислуживавшая немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

Я, конечно же, всё понимаю - все эти «тяжелейшие» для них годы люди ради того, чтобы избегнуть «голода и холода», «терпели диктатуру», чтобы однажды «мощно» создать клип на слова фашистской прислужницы Арсеньевой. И, конечно же, Харланчук сыграл весёлого солдата в сериале «На безымянной высоте» за деньги, Шпилевская одевала красно-зелёную ленточку за деньги, Сильчуков тоже пел в опере за деньги, а вот клип «Магутны Божа» они делали исключительно из «любви к искусству» прислужницы оккупантов Арсеньевой! Кто бы сомневался?!

Если уж мы заговорили о Боге, то мне на память по этому случаю приходят строки из знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко «Дай Бог»: 

«Дай Бог не вляпаться во власть

И не геройствовать подложно…» 

Не сказать, чтобы мне очень нравился Евтушенко, но сказано хорошо. Так вот - наши артисты умудрились сделать сразу и первое, и второе.

Вначале купались в славе, признании, премиях… Затем, когда решили, что Лукашенко уже повержен, бросились «геройствовать». Хорошо, прозрели вы, хотя это больше похоже на «переобувание на ходу», так сделайте это по-человечески. Заявите о своей позиции, своём мнении. Что же вы на всю страну снимаете клип на слова прислужницы гитлеровцев в годы оккупации?! Этот клип ведь молодёжь смотрит?! В Белоруссии в то время, когда Арсеньева «гоняла чаи» с оккупантами и «скрашивала ночи» своему мужу – предателю, полицаю и подонку Ф.Кушелю, оккупанты уничтожали белорусов, жгли наши деревни вместе со стариками, женщинами и детьми. «Магутны Божа» Арсеньева написала в 1943 году – в том же 1943 году, в котором 22 марта каратели сожгли вместе с жителями Хатынь.

Что же вы наделали то, господа артисты?! От этого ведь вовек не отмыться… Впрочем, это был ваш личный выбор – я не про Лукашенко, я про клип.

Естественно, если подобные «умонастроения» не то что витают, а прямо таки пропитывают самосознание артистической публики белорусских театров, это передаётся и зрителям, особенно молодым, склонным к тем или иным поступкам, совершаемым по принципу – «вначале делаем, а потом думаем». Понятно, что артисты с такими взглядами и их поклонники не могли остаться вне внимания тех, кто режиссирует «стихийные всенародные протесты».

27 октября 2020 года в Большом театре оперы и балеты зрители собрались, чтобы послушать прекрасную оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Артисты серьёзно готовились, опера должна была стать событием, однако… В самом начале концертмейстер и ещё два музыканта разразились политическими речами. Все – и зрители, и артисты растерялись. Публика начала возмущаться. Тогда в партере синхронно поднялись заранее подготовившиеся люди и запели… всё тот же «Магутны Божа». Послышались националистические выкрики «Жыве Беларусь!».

Публика стала открыто возмущаться, многие двинулись к выходу.

Ситуация спас дирижёр Николай Колядко. Он дал сигнал и оркестр заиграл. Зрители в основной массе вернулись на свои места, а «исполнители» гимна Арсеньевой покинули зал, испортив людям праздник.

Сами артисты оперы были возмущены не меньше зрителей.

Через некоторое время телеграм-канал «Жёлтые сливы» опубликовал реальное письмо одного из артистов, в котором было с болью сказано следующее: «…просим Вас помочь руководству Большого театра не допустить раскол между артистами. В театре образовалась оппозиционная группа в лице: дирижёра Волича, руководителя оперной труппы Акининой, артиста Сильчукова, дирижёра Галанова. У них лозунг, кто не поддерживает протестующих — тот враг. Они притащили в театр хор, который перед спектаклем спел «Магутны Божа». Помогите не дать расколоть коллектив!».

По «удивительному совпадению» в тот же день, 27 октября 2020 года, подобная выходка была совершена и в Белгосфилармонии – почти в таком же стиле попытались сорвать концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. 

«Не отстают» и регионы. В течение недавнего 2019 года в Витебске в театре имени Коласа шёл спектакль «Тень нашей мысли…» по пьесе Ф.Алехновича «Тени». С этим же спектаклем в марте 2017 года актёры театра Коласа посетили Вильнюс, показали там спектакль и «в день рождении драматурга» возложили цветы на его могилу.

Да, Ф.Алехнович имел непосредственное отношение к становлению витебского театра, но известен он хорошо и тем, что в годы войны поступил на службу немецко-фашистским оккупантам – редактировал газету «Беларускі голас», которая с 1942 по 1944 годы всячески воспевала Гитлера, оккупантов, поливала грязью партизан и подпольщиков, Красную Армию. В годы оккупации также фашисты активно издавали и распространяли книгу Ф.Алехновича «В когтях ГПУ» с целью возбуждения у населения ненависти к СССР и привлечения к сотрудничеству с оккупантами.

Помните, в советское время многим трудовым коллективам, пионерским дружинам присваивали имена известных подпольщиков, партизан, героев Великой Отечественной войны? Создавались комнаты их памяти, стенды. В Республике Беларусь по большей части эту историю хранят и не собираются от неё отказываться. Однако, глядя на все эти едва ли не «ритуальные танцы с бубном» вокруг имён коллаборантов и предателей, массовые распевания «гимна» сотрудничавшей с фашистами Арсеньевой «Магутны Божа» (а в Могилёве многие годы проводится и одноимённый «фестиваль духовной музыки», посвящённый как раз данному «гимну»), невольно ловишь себя на мысли, что ещё немного, и наши театры превратятся в учреждения, которые будут персонально прославлять «деятелей белорусской культуры», которые оказались замараны сотрудничеством с оккупантами. А что – новые времена, новые нравы! Даёшь каждому белорусскому театру по своему персональному «творцу» и по совместительству - приспешнику гитлеровцев. Театр имени Купалы переименуем в театр имени Арсеньевой, театр имени Коласа – в театр имени Алехновича, Большому театру присвоим имя Гениуш?! Создадим там стенды с их фотографиями, где они рядом с фашистами?! Будем водить туда детей. Думаете – фантастика?! Я бы не сказал, глядя на соседнюю Украину…

А потом кто-то удивляется, почему минские школы переполнены учениками, которые везде крепят на одежду бело-красно-белую символику и даже не стесняются этого делать… А красно-зелёную, государственную, стесняются. Может, и хотели бы прикрепить красно-зелёную, но с такой «культурной» политикой даже не решаются.

Другой важный момент. На эту проблему стали обращать внимание только сейчас, после массовых выступлений. Тогда у меня вопрос, а если бы все эти поклонники полицаев, предателей и коллаборантов выступили бы не против А.Лукашенко, а за него?! Спели бы в поддержку «национального единения» «Магутны Божа»?! Тогда это было бы приемлемо?

Отвечаю сразу – это неприемлемо в любом случае. Нельзя жить сразу в двух реальностях: отдавать дань уважения партизанам и ветеранам войны и одновременно пропагандировать на государственном уровне (театры то и музеи – государственные, а не оппозиционные) «творчество» пособников гитлеровцев!

В стране много талантливых, патриотичных артистов, множество хороших пьес, но… Нужно принимать решение по всему этому государству в государстве, вещью в себе, которыми сегодня стали белорусские театры. И уж тем более в театрах не место тем, кто под любым, вроде бы благим предлогом пытается «вернуть культурное наследие» Арсеньевой, Гениуш, Алехновича им подобных. Театры – это не сцена «для своих», хотя они давно превратились в некие замкнутые мирки. Наблюдая за своими коллегами-писателями, я вижу, как сильные пьесы годами не могут пробиться на сцену, зато Гениуш, Арсеньевой – зелёный свет! Ведь кто-то у нас в государстве всем этим занимается, отвечает за это?!

Да, почистили театр имени Купалы. Наконец-то можно посмотреть всеми любимую «Павлинку». А то, что из театра ушли почитатели служившей оккупантам Арсеньевой, так, как говорят белорусы – «баба с возу, кобыле легче»! Театр хоть задышит…

Я не так давно посмотрел в театре киноактёра спектакль по пьесе Крапивы «Кто смеётся последним»? Когда шёл смотреть, всё думал – лишь бы никто не изгадил настроение, не стал «спявать» «Магутны Божа», орать «Жыве Беларусь»! Обошлось. А спектакль был чудесным – прекрасная игра, великолепный белорусский язык и много молодёжи с горящими глазами, которые потом взахлёб обсуждали сюжет и игру актёров.

Ведь можно же по-человечески, так – как когда-то, в лучшие годы.

Может, не будем ждать, пока дом, построенный давно другими, рухнет, подточенный червями-древоточцами?! Может заменить венцы, обработать заново совестью, патриотизмом, ответственностью за профессию, другими полезными ингредиентами. Смотришь – древоточцы и уйдут… Ведь чем меньше останется современных горлохвацких, туляг и зёлкиных, тем лучше будет для дела. В том числе для нашего белорусского театра!

Для этого нужна лишь воля и принципиальная позиция тех артистов и всех причастных, для кого именно белорусский театр и белорусская культура являются смыслом жизни, а не «подложное геройство» и коньюктурное прославление Арсеньевой, Гениуш, Алехновича и иных предателей и помощников оккупантов.

Этого данные деятели боятся больше всего. 17 августа 2020 года уволили директора театра имени Купалы Латушко, а 26 августа Харланчук и многие другие ушли «в знак протеста». И только потом поняли, какую глупость совершили (для себя и «дела прославления Арсеньевой»). Это хорошо понял Позняк, подвергший Латушко резкой критике за то, что тот не предотвратил такой шаг, что весьма показательно.

Купаловский театр стал чище, вновь на сцену вернулась купаловская «Павлинка», но полностью проблему это не решает. Помните, как вопрошал Жванецкий: «А может в консерватории что-то подправить?»

Так вот – не подправить, а коренным образом изменить отношение государства к белорусскому театру. Театр должен стать храмом искусства, а не штабом националистов и уж тем более тем местом, где почитают пособников оккупантов. Давно пора навести порядок!

Андрей ГЕРАЩЕНКО