Частный краеведческий музей Вениамина Бычковского работает в Бобровичах Ивацевичского района


Частный краеведческий музей Вениамина Бычковского работает в Бобровичах Ивацевичского района

16.12.2020                                            Слово писателю


Вениамин Бычковский широко известен как поэт, литератор и краевед, но при этом о его частном «Краеведческом-музее Староселье» в деревне Бобровичи Ивацевичского района Брестской области слышали немногие. Тех же, кому довелось в нем побывать, еще меньше. 

За цифрами посещаемости он не гонится, отчитываться о выполнении плана ему ни перед кем не надо, а полноценную экскурсию Вениамин Николаевич, человек увлеченный, проведет даже для одного посетителя. Направление музея – археология и этнография Полесья. Вся коллекция – несколько сотен предметов старины далекой и не очень. Главный экспонат – само здание музея, бывший крестьянский хлев. 

– Почему для музея я выбрал этот невзрачный сарай? Во-первых, по масштабам он соответствует тем хатам, в которых жили полешуки, – рассказывает создатель музея, его смотритель и единственный экскурсовод Вениамин Бычковский. – Это были небольшие сооружения, стоявшие на дубовых сваях, или, как, например, в Коссовском повете, на валунах. Во-вторых, он сделан по старинным местным технологиям из тесанного вручную деревянного бруса, просто, скромно, но надежно. Полешук воспринимал свой дом лишь как место, где можно было спрятаться от непогоды, переночевать, хранить инструмент, снасти и запасы. Большую часть своей жизни он трудился вне дома, в окрестных лесах, в полях, на реках и болотах.

Археология в музее – это находки на месте древнего городища, обосновавшегося на берегу озера 10 тысяч лет до нашей эры. Коллекция небольшая и представляет собой как бы срез всех исторических эпох Полесского края от глубокой древности до наших дней. Есть в ней кремневые скребки, фрагменты каменного топора и ножа. Из Средневековья – наконечники арбалетных стрел, пластины кремневых ружей, монеты. Расцвет этого места пришелся именно на Средневековье. Выросшее из городища поселение Вядо несколько веков было центром Вядской волости, говоря современным языком, – районным центром. И озеро тогда называлось Вядо. Было свое местное производство глиняной и стекольной посуды, осколки которой сегодня также стали музейными экспонатами.

Одна из двух комнат музея отведена под этнографию Полесья. Представление о домашнем быте «людей на болоте» можно составить по небольшому уголку с иконами, лавой-кроватью, сундуком-куфаром, ткацким станком. Один из старейших экспонатов – железная кровать, которой более 100 лет. Конечно, не в каждом крестьянском доме была такая «мэбля», но все же встречалась. Как и детская коляска, которую местный умелец смастерил так, что она легко становилась «колыской», которую подвешивали к потолку хаты. Умели полешуки привносить красоту в казалось бы самые прозаичные вещи. Есть в коллекции музея замечательный, даже по-своему изысканный металлический подсвечник в виде цветка. Выковал его неизвестный кузнец из деревни Сомино. А если приглядеться к скромно стоящей в уголке прялке, то можно заметить на ее станине искусно вырезанное изображение музыкальной скрипки. Или вот взять рыбацкие поплавки на сети, сделанные из бересты. Сегодня по прямому назначению такие уже никто не применяет, но у туристов они пользуются популярностью как сувениры и брелки.

В музее-хате можно ознакомиться и с различным рабочим инструментом полешука. Есть там даже самодельные измерительные приборы – циркули да линейки. На почетном месте – старинный кованый топор склют, который использовался для обтесывания бревен, изготовления бруса. Он размерами гораздо больше обычного топора и соответственно тяжелее. Махать таким – тяжкий труд.

– Вот экспонат, достойный отдельного рассказа, – обращает наше внимание Вениамин Николаевич на лучковую дрель, сооруженную из обломка металлического напильника, веревок и деревяшек. – Таким инструментом еще в каменном веке пользовались, а мне ее подарил местный старожил, который предпочитал свою самоделку современным механическим и электрическим дрелям. Бережливость и уважение к сделанному своими руками, как к живому – одна из характерных черт полешуков. Детям, которые бывают у меня на экскурсии, я говорю: «Умейте ценить старые вещи ваших дедов и прадедов. Не выбрасывайте их, берегите как реликвии. В них – память поколений ваших предков. Это ваши обереги».

В планах краеведа-энтузиаста свой музей расширять. Вторая часть, по задумке, будет галереей примитивного полесского творчества в иконописи, вышивке, ткачестве и многом другом. На сегодня ни в одном музее республики нет ничего подобного. Побывали мы и в стоящей рядом с музеем деревянной часовне, построенной Вениамином Бычковским в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы и в память безвинно убиенных жителей деревень Бобровичи, Вядо, Тупичицы, Красница.

– В сентябре 1942 года нацисты, проводившие карательную операцию, сожгли деревни вместе с людьми, погибли 1335 человек. После войны Бобровичи отстроились заново, остальные так и не возродились, – рассказывает Вениамин Николаевич. – Часто бывая в тех местах, пропустив через себя ту страшную трагедию, я решил сделать колоколенку и каждое 13 сентября звонить в колокола. Чтобы не забывали, помнили. Строил часовню 10 лет… Сначала сам мастерил. Постепенно подключились добрые люди, церковь и совместными усилиями часовню удалось достроить. Уже три года на ночную литургию с 21 на 22 июня сюда приезжают паломники, а 13 сентября, в день, когда сожгли деревню Бобровичи, здесь проходит большая панихида…

В одном из личных блогов в интернете прочел вот такой отзыв: «После всего увиденного и услышанного в маленьком музее Вениамина Бычковского я покидал Бобровичи в состоянии давно востребованного эмоционального умиротворения и душевного покоя». Как говорится, согласен на все сто. Да, у «Краеведческого музея Староселье» нет вывески с расписанием работы и адреса, он не включен в популярные туристические маршруты, но даже будь у него всё это, я бы не применил к нему слово «учреждение» из сухого энциклопедического определения его собратьев. Как-то язык не поворачивается. Не потому, что в стенах некогда был крестьянский хлев, и не потому, что весь его персонал – это один человек… Он не такой, как все, он другой... живой. Вот бы все музеи были такими. 

Олег ГРЕБЕННИКОВ

Фото автора

Брестская областная газета «Заря»