ТВОРЦЫ И ВАНДАЛЫ
Опубликовано: 25.08.2011

Есть произведения, которые становятся значительными не только в творчестве того или иного писателя, но одновременно во многом являются знаковыми для всей литературы. Не в последнюю очередь это касается романа Николая Чергинца «Тайна Овального кабинета». До этого политического романа, притом с элементами детектива, ничего подобного в литературе Беларуси не было, да и не появилось до сегодняшнего дня. Уже хотя бы потому, что автор местом действия избрал Соединенные Штаты Америки. Более того, основные события в произведении происходят в Белом доме, а главное действующее лицо — президент этой могущественной страны.

Джон Макоули, решая важнейшие мировые проблемы, вынужден постоянно заниматься решением и лично-бытовых, порой крайне болезненных вопросов. Все дело в том, что, словно из небытия, всплывают женщины, с которыми давным-давно — десять, а то и двадцать, двадцать пять лет назад, у бывшего прокурора, а позже и губернатора штата были романы. Эти женщины с помощью специального прокурора подают в суд на своего бывшего любовника, а теперь уже президента, обвиняя его в том, что он своим вниманием к ним оскорбил их честь и теперь, поняв это, требуют от него извинений и, конечно же, возмещения морального ущерба исчисляемого многими миллионами долларов.

Конечно, образ Джона Макоули — во многом собирательный. Однако нельзя не заметить и иное: в Макоули в чем-то угадывается и один из конкретных глав США последних лет, который, увы, зарекомендовал себя не лучшим образом. И не только как государственный деятель и политик. Ко всему он оказался человеком, легко поддающимся искушениям яблока.

Супруга президента — Сара Макоули показана в романе тоже не как святая, и ее любовные утехи влекут за собой разорение и даже смерть некоторых ее избранных, требует от супруга, чтобы он заставлял своих друзей, которые, благодаря ему, стали миллионерами и миллиардерами, не жалеть баснословных сумм на выплату истцам. Джон Макоули ради того, чтобы отвлечь внимание общественности от судебных разбирательств по его любовным похождениям, вынужден предпринимать неординарные меры. В самые острые моменты США неожиданно применяют военную силу против ряда стран. И когда дело доходит до заседания специального Большого Жюри — Высшей судебной инстанции, где рассматривается вопрос об импичменте президента, Джон Макоули отдает приказ о ракетно-бомбовых ударах по Югославии.

Хорошо зная законы жанра романа, Н. Чергинец правдиво и всесторонне, психологически убедительно раскрыл образ «радетеля за права человека», а в действительности — человека, не обремененного высокими нравственными критериями. «Тайна Овального кабинета» — это, прежде всего, личная жизнь его главного обитателя, а также жизнь самого близкого окружения Джона Макоули, который на любовном поприще куда больше преуспевает, чем в государственной деятельности. Он настолько увлекся личной (точнее интимной) жизнью, что одновременно несколько женщин подали на него в суд. Особенно преуспел Макоули во взаимоотношениях с новой сотрудницей Моникой Леви, которая, конечно же, не могла устоять перед сексуальными притязаниями любвеобильного президента.

Поскольку «Тайна Овального кабинета», кроме прочего, еще и роман нравов, то в нем немало эпизодов, как на первый взгляд, выписанных несколько натуралистично. Но, чем дальше читаешь роман, тем больше убеждаешься в том, что без такой правды, не обойтись, ибо она помогает лучше раскрыть язвы общества, давно прогнившего изнутри.

Кстати, именно таким путем шел Набоков, когда писал широко известную «Лолиту». Не обходили вниманием пикантных сцен в своих произведениях Золя, Мопассан, да и Шолохов с откровенными эпизодами в своих романах, другие писатели. Название же повести Куприна само говорит за себя — «Яма». Содержимое такой «ямы» и вывернул наизнанку Н. Чергинец, рассказывая о хозяине Белого дома Джона Макоули.

То, что рассказано в романе «Тайна овального кабинета», Н. Чергинец знает не понаслышке. На протяжении многих лет он часто бывал в США, участвовал в работе ассамблей ООН и у него накопился громадный документальный материал для будущего произведения. Поскольку писался роман о жизни во всех ее проявлениях, в том числе в таком пикантном явлении, как секс и он, конечно, есть и в жизни американских президентов, так что в романе «Тайна Овального кабинета» такие эпизоды отнюдь не «клубничка», а естественные штрихи житейских будней.

О том, что этот роман прозвучал, свидетельствует хотя бы то, что он выдержал около десятка переизданий, причем, не только в нашей стране, для сегодняшнего времени большими тиражами. Он также переведен на английский язык. Конечно, факт примечательный для чопорного англосакса.

Только иногда случается так, что обязательно появляются люди, для которых чужая слава, как бельмо на оба собственных глаза. Правда, эти критиканы до поры до времени не спешат высказать свои взгляды. Нечто подобное произошло и с романом «Тайны Овального кабинета». Некто Липкович, видите ли, внезапно прозрел, результатом чего стало коньюктурноболезненное неприятие им творчества Н. Чергинца. Именно всего творчества, а роман «Тайна Овального кабинета» стал своего рода зацепкой. Что ж, у каждого может быть свой метод оценки писательской работы.

Однако прискорбно, что этот «критик» дошел до того, что решил публично сжечь книги Н. Чергинца, избрав для такой экзекуции окраину Севастопольского парка в Минске. Своего рода ассистентами Липковича в этой акции, судя по материалам Интернета, стали его жена и малолетняя дочь. Безжалостный огонь пожирал не только роман «Тайны Овального кабинета», но и книги «Вам — задание», «Сыновья» и другие произведения известного писателя. А ведь в последних двух книгах рассказывается о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне и мужестве воинов-интернационалистов в Афганистане. Но для разного рода липковичей не было, и, судя по всему, нет ничего святого. Вандалы — есть вандалы.

На содеянном этот «ценитель» литературы не останавливается. Он по-прежнему с некой звериной ненавистью бичует творчество Н. Чергинца, поливая грязью все то, что написано этим популярным писателем. Недопустимо выдергивая из контекста книги отдельные фразы и предложения, Липкович совершенно игнорирует то, что эти отрывки органически вписываются в тему (например, беседу между Президентом и его старым другом сенатором).

Не замечает Липкович, да и не хочет замечать того, что он тем самым превращается в ту Моську дедушки Крылова, которая, чтобы доказать, что она сильна, лаяла на слона.

Мы открыли блог Липковича в Интернете и поразились его пошлости, грубости, низости, наглого поливания грязью не только Н. Чергинца, но и также людей, которые по долгу службы занимают высокие посты в государстве. Нисколько не стыдясь, этот ценитель искусства переходит на брань, используя нецензурные выражения. Подумалось, неужели его дочь, за нравственность которой он якобы печется, сжигая книги нашего коллеги, не стыдясь, читает порнографию слов своего отца? Когда-то один поэт возопил, что вместо Ивана Мележа теперь в школах будут читать грубый роман Н. Чергинца «Тайна Овального кабинета». Во-первых, по программе русской литературы в школах Беларуси значатся романы «Сыновья» и «Вам — задание». Роман «Тайна Овального кабинета» даже не рассматривался Министерством образования в качестве программного в школах, ибо он является своеобразным тонким и острым политическим памфлетом, очень нужным в первую очередь политикам, людям, которые стараются разобраться в современной политике и непредсказуемости действий США и их союзников.

Липкович и иже подобные забывают об элементарных нормах приличия. Одно дело — в чем-то не соглашаться с писателем, как автором конкретного произведения, культурно, цивилизованно высказывая свое мнение, и иное дело обливать грязью человека, который тебе чем-то, а, прежде всего, своей смелой, бескомпромиссной гражданской позицией не нравится. Но даже в этом случае непозволительно переступать границу, разделяющую критику и критиканство, замечание и грязную брань.

Однако, как говорится, прописные истины не для Липковича. Злоба, которая гложет его, не знает предела. Устраивая пожар из книг в Севастопольском парке, он не задумывался над тем, что своими действиями повторяет то, что делали нацисты в 30-е годы прошлого столетия. Хотя чему удивляться: Липкович из тех людей, которые не просто далеки от литературы, а, похоже, ненавидят ее.

В судебном порядке рассмотрено административное дело по иску Н. Чергинца о защите чести и достоинства. Судом вынесено постановление, согласно которому Липкович соответствующим образом наказан. Однако, видимо, выводов он не сделал, да и не пытается это делать. Не пора ли подойти к Липковичу со всей строгостью закона?..
 

 

Владимир Гниломедов - литературный критик, литературовед, академик НАНБ.

Алесь Савицкий - лауреат государственной премии РБ, лауреат Всероссийской премии «Прохоровская».

Владимир Каризна - лауреат государственной премии РБ, заслуженный деятель культуры.

Алесь Мартинович - лауреат государственной премии РБ, литературный критик, литературовед.

Георгий Марчук - лауреат государственной премии РБ

Микола Метлицкий - лауреат государственной премии РБ.

Геннадий Пашков - лауреат государственной премии РБ.

Василий Ширко - лауреат государственной премии РБ, главный редактор журнала Союза писателей Союзного государства «Белая Вежа»
 

Автор:
Комментарии
Тема сообщения:
Ваше имя: *
Текст комментария:
Введите код:
Международная деятельность
Архив
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456