А.С. Пушкин как ренессансная личность (литературоведческое исследование)


А.С. Пушкин как ренессансная личность (литературоведческое исследование)

07.02.2024                                                          Новости


  1. 1.      «Ясен, как древние эллины»

Надо отметить, что в мировой литературе было три периода ее наивысшего подъёма: литература античности, литература Возрождения и русская литература XIX века. Все эти периоды своеобразно соединились в творчестве Пушкина.

У истоков литературного наследия находятся произведения античной литературы, развивавшейся почти полторы тысячи лет (IX в. до н.э. – V в. н.э.). Их создали древние греки и римляне. Их называли эллинами, а страну, где они жили, – Элладой.  Эллинское искусство воспевало свободного гражданина, прославляло и возвеличивало человека.

К античному искусству Пушкин относился с величайшим уважением. Исследователи отмечают, что поэт изучил античную историю, философию, мифологию, искусство и литературу не только в главнейших очертаниях, но и в подробностях. Он широко опирался на античную словесность, используя ее жанры, сюжеты, образы, стихотворные размеры.

Пушкин переводит произведения античных поэтов, пишет подражания им (таких стихов еще не было на Руси), стилизации в духе античных поэтов, сотворяет мифы в античном стиле. В общем, Пушкин – наследник, преемник, систематизатор и преобразователь опыта античности в русской литературе.

О характере пушкинского творчества проницательно сказал русский писатель и критик Д.С. Мережковский (1895 – 1941): «Ясен, как древние эллины, оставаясь сыном своего века».

Античность несла с собой идеал прекрасного человека. Такой представляется нам Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин». Как античные скульптуры великих мастеров, Татьяна Ларина восхищает именно совершенством, идеальностью нравственно-духовного облика.

 

  1. 2.      «Пушкин – это гомерического масштаба фигура»

Самые значительные произведения, которые подарила нам античность – это «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера.

Оценивая масштаб творческой личности Пушкина, доктор филологических наук, профессор БГУ А.Н. Андреев в статье «Гомер и Пушкин как ключевые фигуры мирового литературного процесса» делает вывод: «Пушкин – это гомерического масштаба фигура <…> Гомер открыл возможности литературы. Пушкин – реализовал их в максимальной степени».

Пушкинское творчество представляет собой феномен исчерпывающего воплощения художественной гениальности. Всё, что красило «божественную эллинскую речь», было воспринято и умножено классической русской речью поэтических созданий Пушкина.

Роман «Евгений Онегин» останется в истории человечества, как остались «Илиада» и «Одиссея» Гомера, ибо это единственное в своем роде, неповторимое, уникальное произведение. Этим романом Пушкин совершил подвиг, на который были способны творцы ренессансного уровня!

 

  1. 3.      Пушкин и мастера слова эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, – это  общественно-политическое и культурное движение, которое началось в Италии в XIV веке. В других странах Западной Европы – в XV – XVI веках. Возрождение – это переломная эпоха в развитии культуры после долгих лет средневекового упадка и варварства (V в – XIV в.). Как будто спáла пелена с умов людей!

Своеобразие взаимодействия Пушкина с творчеством мастеров слова эпохи Возрождения состояло в том, что Пушкин вступал на поэтическое поприще в литературе, прошедшей путь гораздо более краткий в сравнении с европейским… Он воспринял и воспроизвел стилистику авторов ренессансной литературы, одновременно стремительно проведя русскую литературу по этапам развития европейской литературы, давшим миру Данте, Боккаччо, Шекспира и Камоэнса.

Как истинный титан эпохи Возрождения, Пушкин, взаимодействуя с писателями родственной гениальности, давал им оценку или очень точную характеристику, высвечивая главное. Изучал, соперничал с ними, делал переводы, подражания, стилизации, переносил на русскую почву.

Исследовательница А. Тыркова-Вильямс писала: «Трудно было современникам понять могучую самобытность Пушкина. Они видели подражание, ученичество там, где только была созвучность родственной гениальности <…> Забывали, что такие поэты, как Пушкин, встречая себе равных, идут с ними, а не за ними».

«Идти с ними, а не за ними» –  это идти в полном соответствии с ними по степени величия. Вровень с ними!

 

А.С. Пушкин – «своеобразный титан русского возрождения»

 

  1. 1.      Универсальность (многосторонность) гения.

Как утверждает Пушкинская энциклопедия, существует научная концепция, согласно которой пушкинскую эпоху в литературе считают русским Ренессансом  (В. Кожинов).

Н.А. Бердяев (1874 – 1948) – философ, литератор, публицист так писал: «В русской литературе и в русской культуре был лишь один момент, одна вспышка, когда блеснула возможность Ренессанса, это явление пушкинского творчества…»

«…блеснула возможность Ренессанса…» На первый взгляд звучит парадоксально. Но дело в том, что народы Западной Европы прошли через эпоху Возрождения с XIV по XVI век, а в России этот этап (когда решались общевозрожденческие проблемы) более поздний – конец XVII – 1-ая треть XIX века.

Доктор филологических наук О.И. Видова утверждает: «Первая треть XIX в. имеет ренессансную. природу,  а Пушкин – своеобразный титан русского Возрождения».

Попробуем это обосновать.

Как отмечает энциклопедический словарь В.Г. Власова,  эпоха Возрождения – это периодические всплески человеческой активности, деятельность выдающихся личностей, гениальных одиночек – пассионариев (от лат. страстный, активный).

Пушкин – фигура невообразимого масштаба. Целая вселенная. Золотой век русской поэзии в одном лице. Так что же его связывало, соединяло с творцами ренессансного уровня? Ответ очевиден: масштаб человека и масштаб таланта. По глубине и многосторонности своего гения Пушкин представляет в полном смысле слова исключительное явление.

Лучше всех и глубже всех о разносторонности гения (о его энциклопедичности и универсальности!), на мой взгляд, сказал профессор МГУ Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – поэт, прозаик, критик, историк литературы, который написал более 80 работ о Пушкине. Обратимся к его речи «Разносторонность Пушкина» (произнесена 11 февраля 1922 г. на торжественном заседании Общества любителей российской словесности). Эта речь обосновывает наши рассуждения.

Поэзия Пушкина – мирообъемлюща!

В самом деле можно, как показал Брюсов, обозреть всю историю человечества, весь цикл разноязычных литератур и почти отовсюду найти отголоски в творчестве Пушкина. В его произведениях звучит античный мир, средние века. Восток выступает с разных сторон: здесь и Турция, и арабская, и персидская поэзия, и даже Китай.

О Франции говорить пришлось бы долго: Пушкин знал её искусство досконально. Англия, Италия, Испания, Португалия, Германия отозвались в произведениях поэта. Много у Пушкина попыток творческого воссоздания духа сербской, польской, украинской, молдавской поэзии.

Так же полно представлена вся русская история. Мы видим древнейшую, былинную Русь, Русь московскую, революцию Петра, пугачёвщину, 1812 год и затем годы Александра I и Аракчеева, общий обзор русской истории; наконец – Россию современную Пушкину. Эту Россию 20-х и 30-х годов Пушкин сумел изобразить за краткое, в сущности, время своего творчества (20 лет) со всех сторон. Один «Евгений Онегин» может служить энциклопедией всей русской жизни 1817 – 1825 годов.

В его произведениях мы находим нравы военного класса, мелкое чиновничество, новую вольницу (в «Дубровском»), типы духовных актёров, литераторов, разных простолюдинов» и др.; замысел изобразить все вообще классы общества, сверху донизу («Русский Пелам»).

Пушкина привлекала не только история литературы и критика; в равной мере он интересовался вопросами языка, грамматики и поэтики. В то же время его увлекала журнальная деятельность: работая в «Литературной газете», создавая «Современник», он надеялся через прессу поднять культурный уровень русского общества.

Всего этого мало: не забудем, что Пушкин был также историк; состав его библиотеки доказывает, как широко и как внимательно он её изучал. Всего в его библиотеке было 3560 томов – 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.

Пушкин знал много иностранных языков – французский и английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские. Одни языки он знал в совершенстве, другие не переставал изучать на протяжении всей жизни. Только в эпиграфах к роману «Евгений Онегин» Пушкин использовал 4 языка.

Многие годы своей краткой жизни Пушкин работал в архивах. Он собрал огромный материал и для «Истории Пугачёва», и для первых глав «Истории Петра». В то же время он мечтал писать историю Малороссии, историю Камчатки; усердно собирал черты быта нашего прошлого («Анекдоты»); набрасывал очерк западного феодализма; записывал сведения о ходе греческого восстания и т.д.

Пушкину была присуща особенная торопливость разносторонне одаренного созидателя. Он походил в этом на других гениев человечества, – на Леонардо да Винчи, например, или с детства им почитаемого Ломоносова.

 

  1. 2.      Широкая осведомлённость в мировой литературе.

«Пушкин… должен был быть создателем новой русской литературы» (В.Я. Брюсов). И вот тут, бесспорно, сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе.

Осмысление количества  прочитанного Пушкиным (при более глубоком погружении, чем в школе, в учебнике и т.д.) – ошеломляет, поражает, шокирует, изумляет и восхищает! Даже меня, филолога… Потому что это невообразимо для одной жизни. Гениальной, но такой короткой!..

Он прочёл всё! Все великие произведения, которые были известны в Европе и в России к 1820 (условно) году, – все их Пушкин читал. Не только читал, но и до тонкости изучил, проанализировал, оценил и сделал свои замечания в критике.

По точной мысли Б. Бурсова, Пушкин стоял перед картой всемирного литературного развития как подвижник, извлекающий уроки из опыта своих предшественников, чтобы занять своё место среди них, достойное его одного.

Мы уже говорили о связях Пушкина с литературой античности, эпохи Возрождения. Такая же осведомлённость была у него во всемирной литературе XVII – XVIII – XIX  веков.

По пушкинским заметкам и письмам, по суждениям в стихах и прозе легко восстановить всю историю литературы от её античных истоков до начала XIX века. Он чувствовал себя абсолютно своим во всех временах и во всех культурах.

Очень точно сказал об Александре Сергеевиче Федор Михайлович Достоевский: «… в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин».

И дальше: «… не было поэта с такою всемирной отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде, ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось.<…>

Этим познанием всех литератур, этой «всемирной отзывчивостью» Пушкин создал новую концепцию литературы: творчество литератора должно базироваться на достижениях всей человеческой цивилизации.

Пушкин первый (!) глубинно почувствовал, что необходим диалог культур. Это основа, фундамент развития всемирной культуры.

Он положил основательное начало этому диалогу. В «Евгении Онегине», например, Пушкин включает и себя, и Мицкевича в союз поэтов всех времен и народов, в поэтический диалог. Мы слышим голоса Баратынского и Байрона, Дельвига и Парни, Петрарки и Языкова… В этом диалоге русской и мировой культуры даёт о себе знать та «всемирная отзывчивость», о которой говорил Достоевский.

Как отмечают многие исследователи, Пушкин чувствовал себя «министром иностранной литературы» на русском Парнасе. И держал он себя поистине как министр великой державы, которая ни минуты не сомневается в своём равноправии.

 

  1. 3.      Блестящее выполнение титанической задачи.

Вернёмся к В.Я. Брюсову. Он пишет: «Пушкин должен был быть создателем новой русской литературы. Не отымая значения у предшественников Пушкина, учитывая всё, что он взял не только у Батюшкова, Жуковского, Вяземского, но и у поэтов XVIII века, особенно у Державина, – надо признать, что Пушкину приходилось прокладывать дороги, как пионеру в девственном лесу<…>

…Пушкин преображал язык, пересоздавал стих, творил лирику (как её поняли романтики), в основании обновлял драму (идущую от  Шекспира), вырабатывал прозу (не карамзинскую), впервые давал русскую повесть, русский роман, русскую новеллу. Как мы их понимаем теперь <…>

… Чтобы самому стать великим поэтом, Пушкин поочерёдно становился поэтом разных стран и разных веков, вбирал в себя всё, что дали тысячелетия. <…>

… До Пушкина у нас были писатели и поэты, но литературы не было. Надо было заложить её новые основы и для того прежде всего вобрать в зарождающуюся русскую литературу всё, сделанное до того времени на Западе и на Востоке, в древности, в эпоху Средневековья, в новое время. Задача титаническая. Вполне аналогичная той, которая стояла перед эпохой Петра I. И Пушкиным эта задача была решена».

Эта задача воистину была титанической, потому что поэт обозревает то, что есть, в направлении того, что должно быть, и приходит к неутешительным выводам. Для определённого и положительного начала (стать «создателем новой русской литературы») данных крайне мало.

Перечитайте его статьи: «О причинах, замедливших ход нашей словесности» (1824);

«Наброски статьи о русской литературе» (1830); «О ничтожестве литературы русской» (1834) и др.

Доктор филологических наук П.В. Палиевский в статье «Пушкин и выбор русской литературой новой мировой дороги» пишет: «С точки зрения масштаба предстоящих задач (новая мировая дорога, национальная художественная идея, стиль) ничего обеспеченного или ясно подготовленного нет. И вот, поднимаясь, Пушкин обращает эти трудности, как бывает среди больших задач, в преимущества. Он начинает прямо с дела «без основы» <…> и сам становится основой».

По мысли П.В. Палиевского, задача Пушкина состояла в том, чтобы самому стать мыслью и смыслом, средоточием духовных исканий, предложить реальный идеал. Это было необходимо для ищущего своей основы народного самосознания.

Но чтобы сдвинуться, хотя бы и ориентируясь по другим, нужно было опереться на что-то своё. Набрасывая ещё в 1822 году первый вариант статьи о русской литературе, Пушкин записал (по обыкновению сравниваясь с французской): «Не решу, какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; смелее! – обычаи, история, песни, сказки – и проч.»

Чудо Пушкина состояло именно в том, что скачок в будущее он сделал, не оторвавшись от родной почвы, что сумел гениально сочетать русскую традицию с достижениями мировой культуры. В Пушкине слились органически и естественно два чужеродных до того потока – самобытная, глубинная, национальная, подлинно русская духовность и духовность западноевропейской культуры.

Очень   точно   сказал   об  этом  патриарх  русской  эмигрантской  литературы  Б.К. Зайцев (1881 – 1972) – прозаик, публицист: «Пушкин слил в себе Запад и его культуру с извечно русским, с некоей Ариной Родионовной символической и создал целую новую литературу, открыл собой блистательный XIX век нашей словесности – этот век сравнит позже Поль Валери с золотым веком Греции и Итальянским Возрождением…».

Создавая свои великие произведения, Пушкин тем самым давал надежную опору для русского национального самосознания и подготовлял  прекращение того духовного иноземного пленения, в котором находилось общество со времен петровской реформы.

Судьба Пушкина во многом подобна судьбе Петра. Ведь построенный им Санкт-Петербург называют «высшей формой Ренессанса». Оба они обращались к урокам Европы с полным сознанием того, что в своей сущности Россия ничем не уступает Европе.

Благодаря Петру Великому патриархальная Россия в ничтожный по историческим меркам срок совершила гигантский скачок в развитии и заявила о себе как держава мирового масштаба.

И так, как Пётр I «догонял упущенное историческое время» (Вл. Мединский) в экономическом развитии России, приобщая её к ходу научно-технического прогресса, так Пушкин через 100 лет буквально «догонял упущенное историческое время» в развитии культуры (литературы и языка). В его лице Россия, уже осознавшая свою государственность, нашла своё отражение в слове. Пушкинист В.С. Непомнящий дал точную и ёмкую характеристику этому феномену: «Пушкин – это Россия, выраженная в слове».

Пушкину удалось творчески разрешить стержневую проблему национально-общественного самосознания, так до конца и не разрешённую писателями XVIII века: о возможности бытия оригинальной русской литературы.

Пушкиным была поставлена и блестяще выполнена эта титаническая задача.

Профессор филологии О.И. Видова делает вывод: «Можно уверенно сказать, что Пушкин явился титанической личностью российского Ренессанса».

 

Нина Коленчикова ‒ лауреат Международной

Пушкинской премии 2004 года

о Гении Русской Поэзии

 

 

Литература

  1. Бердяев, Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. (см. в книге Кондаковой Н.А., Чепкунова В.В. «Пушкинский календарь». –  М., 1999.)
  2. Брюсов, В.Я. Пушкин – мастер. / В.Я. Брюсов // Русский язык – методическая газета для учителей-словесников. – 2009. – № 11.
  3. Бурсов, Б.И. Судьба Пушкина / Б.И. Бурсов. – М.: Советский писатель, 1989.
  4. Видова, О.И. А.С. Пушкин и русский Ренессанс: Материалы к спецкурсу для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Власов, В.Г.  Новый  энциклопедический  словарь изоискусства: в 10 т., Т.VIII: Р – С. – СПб.: Азбука – классика, 2008.
  6. Достоевский, Ф.М. Пушкин. Очерк (см. в кн. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т. X – М.: «Правда», 1981.
  7. Зайцев, Б.К. Три кометы (см. в книге «Речи о Пушкине». – М.: Текст, 1999).
  8. Палиевский, П.В. Литература и теория. – М.: Сов. Россия, 1979.
  9. Пушкин и античность. – М.: Наследие, 2001.
  10. Пушкин и мировая культура: сб. научн. ст. / редкол.: Т.Е. Комаровская (отв. ред.), Т.В. Данилович, О.Р. Хомякова. – Минск: БГПУ, 2017.
  11. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в  десяти томах / А.С. Пушкин. – Москва:   Изд-во «Правда, 1981.
  12. Тыркова-Вильямс, А.В. Жизнь Пушкина: в 2 т. / А.В. Тыркова-Вильямс // Жизнь замеч. людей. Сер. биогр., вып.750. – М.: Мол. гвардия, 1998.

 

 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси