Вожделенная Нобелевская премия


Вожделенная Нобелевская премия: о романе Сергея Трахимёнка «Нобелиат»

24.03.2021                                  Литературная критика


Роман Сергея Трахимёнка «Нобелиат» повествует о жизни людей, добивающихся Нобелевской премии по литературе. Это – связующее звено, доминанта в действиях центрального персонажа. В то же время присутствует ещё несколько сюжетных линий, одна из них – линия троглов (троглодитов) – длительное время вызывает недоумение, зачем она вообще вплетена. Но автор – единоличный диктатор в описываемом мире, хочешь читать весь роман, тогда будь добр, не игнорируй и троглов. Правда, ближе к концу они отыгрывают свою роль и вписываются достаточно органично.

Сам Трахимёнок вряд ли мечтал о премии для себя лично, он совершенно прагматически относится к процедуре избрания победителя. Персонажи книги определили борьбу за премию как бизнес-проект по раскрутке небесталанного, но довольно-таки рядового писателя. В программе предусмотрено участие в протестной деятельности и изображение номинанта жертвой режима.

Разумеется, возможность заработать деньги с такого бизнес-проекта – это чисто художественный вымысел автора. Присуждение Нобелевской премии в двух наиболее политизированных номинациях, наряду с литературой таковой является премия мира, мало поддаётся управлению и прогнозированию.  Примеры решений Нобелевского комитета – это скорее повод для шуток или верчения пальцем у виска. Хорошо известны случаи награждения Нобелевской премией мира открытых террористов, не отрицающих собственную причастность к многочисленным убийствам, один из них родился в белорусском Бресте, увы… Барак Обама был номинирован на премию, ещё не сформировав правительство, и удостоился её, так сказать, авансом. Другой президент США Дональд Трамп, «писмейкер по должности», номинирован в текущем году.

В литературе не лучше. Минимум трое лауреатов по литературе даже не пытались делать вид, что пишут художественные литературные произведения. Это – Уинстон Черчилль, Светлана Алексиевич и Боб Дилан. К критериям выбора лауреата, сформулированным при основателе фонда, решения шведской академии не имеют ни малейшего касательства.

Множественность сюжетных линий не позволила автору «Нобелиата» сделать мощный кульминационный эпизод. В детективной линии преступления раскрыты, троглодитная история закончилась, антигероиня любовного треугольника скончалась (сорри за спойлер), это не впихнуть в станицу-две, даже если перейти на телеграфный стиль. Поэтому кульминации смазанные. Сам результат, что писатель, вокруг которого всё завертелось, всё же получил долгожданную премию, отнесён к развязке, когда персонаж уединился в деревне, и ему не очень-то нужно… По крайней мере – ему не столь важен данный факт.

С точки зрения литературной теории данное произведение невозможно чётко отнести к одному из типовых жанров. Основа – классическая проза. Кроме того, присутствует детективный элемент с а) убийством; б) самоубийством; в) покушением на убийство; г) инсценировкой покушения на убийство. Добавлена фантастика, и, честное слово, я не понял, для чего было рассказывать об авиации времён древних шумеров. Есть уклон в эзотерику, в рассуждения о человеческой энергетике.

Вроде бы жанровый микс, не все любят миксы… Но я прочитал залпом за одно воскресенье, проигнорировав многие намеченные дела и гневные упрёки супруги, прозвучавшие вследствие моего дезертирства с домашнего фронта. Поэтому скажу так, анализ плюсов и минусов произведения мало что значит по сравнению с желанием не отпускать книжку от себя.

О минусах. Строго говоря, минус всего один. Автор приводит массу рассуждений научного и наукообразного плана, обосновывая алгоритм достижения цели – получения Нобелевской премии. Но, к сожалению, допускает множество мелких исторических и технических неточностей, которые основательно подрывают доверие к описываемому.

Только три примера.

«Перед войной в СССР одних только новейших танков ИС, КВ и Т-34, броню которых не пробивала ни одна полевая немецкая пушка, было выпущено больше, чем танков во всём мире» (с. 38-39). На самом деле до войны выпущена тысяча с четвертью Т-34, чуть больше полутысячи КВ-1 и КВ-2, по сравнению с одним только немецким танкопромом (не мировым) – гораздо меньше. Танк ИС-1 увидел свет только в 1943 г., уже после Курской битвы. И весьма сложно уразуметь пассаж «броню которых не пробивала ни одна полевая немецкая пушка», ибо снаряд, выпущенный из 10,5 cm leFH 18, основного полевого орудия Вермахта в 1941-45 гг., был способен пробивать броню на любой дистанции реального боя… Вот только данную артсистему обычно не использовали для борьбы с танками, лишь эпизодически, потому что, наряду с полевыми, существовали ещё специализированные противотанковые пушки.

Что-то не так с освоением космоса (с. 46-47). «Но после американцы спохватились и выиграли космическую гонку. К семидесятым они сделали свой «Джемини», а у нас начались проблемы с «Союзами».

Не могу не сказать, что программа «Джемини» завершена в 1966 г. Автор перепутал её с программой «Аполло».

Замечу, что далеко не все эрудированы в танкостроении и освоении околоземного пространства, стало быть – не обратят внимания на перечисленные огрехи. Но в Армению ездили очень многие! И факт, что армянам приходится издалека смотреть на свой национальный символ, расположенный на территории враждебной Турции, вроде бы считается общеизвестным… Нет?

«Не очень корректно иметь на гербе Армении гору Арарат, поскольку она находится на территории Турции в нескольких сотнях километров от Армении» (с. 171).

Слушайте, Арарат хорошо виден из Еревана… Википедия утверждает, что от армяно-турецкой границы до горы всего-то 35 км.

В общем, с деталями надо бы, как говорилось в советские времена «в корне почутче».

Упомяну одну особенность, не назову её недостатком, скорее – авторским стилем. Замечал её и в других произведениях Трахимёнка. Он очень увлекается длинными диалогами, состоящими из исключительно из коротких реплик, такие диалоги занимают по несколько страниц подряд. С одной стороны, сохраняется высокий темп диалога. С другой – я неоднократно путался, кому из персонажей принадлежит очередная реплика. Кроме того, во время разговора люди обычно что-то попутно делают – идут, присаживаются, встают, чешут нос, лоб и другие места, жестикулируют, играют мимикой, курят, пьют-едят. Без всего этого – непривычно.

Закончу позитивчиком. Лучшее, что есть в романе – достоверность человеческих отношений. Герои абсолютно живые, без идеализации положительных и демонизации отрицательных персонажей. Поступки логичные, порой – даже излишне прагматичные. Но если поставить себя на место действующих лиц, наверно, поступал бы аналогичным образом.

Можно сказать о книге и больше, но тогда неизбежно ударюсь в спойлеры, а я хочу порекомендовать её к чтению и не желаю портить удовольствие подсказками.

2021 литературный год уже начался, а в прозе у нас уже есть произведение-лидер!

Анатолий МАТВИЕНКО

 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале Союз писателей Беларуси