Пять реалий, с которыми столкнулись писатели в ХХI веке


Пять реалий, с которыми столкнулись писатели в ХХI веке

16.04.2020                                        Литературный мир


Сеть потряс скандал: 13-летний британский школьник Каллум Мэннинг стал объектом травли одноклассников, когда завел в Instagram блог с короткими рецензиями на книги. Возможно, если бы он ограничился высказываниями про Гарри Поттера и «Игру престолов», это не вызвало бы столь бурной неприязни ровесников. Но юный умник высказался о «Ромео и Джульетте» Шекспира и даже о «Преступлении и наказании» Достоевского. Когда сестра блогера написала о беде брата, это неожиданно многих зацепило: подростка поддержали тысячи людей, среди которых писатели, издатели, владельцы книжных магазинов. То есть книга и ее поклонники сегодня в положении маргиналов, нуждающихся в защите. С другой стороны, итальянский исследователь Франко Моретти говорит о чудовищном количестве издаваемых сегодня книг, из которых остается на плаву ничтожно малое количество и, возможно, не самые лучшие. 

Итак, давайте порассуждаем о пяти главных отличиях писательского бытования ХХI века.


Текст набирается, а не пишется

Казалось бы, какая разница: писать пером, ручкой, стучать по клавиатуре печатной машинки или компьютера… На самом деле инструменты влияют на само мышление. Французский поэт Марсель Швоб специально использовал испорченные перья, чтобы их неподатливость пробуждала творческую энергию. Другой писатель Люсьен Декав находил прелесть в обмакивании пера в чернила: это не позволяло писать слишком быстро, благодаря чему удавалось избежать многих глупостей. А вот печатную машинку польский литературовед Ян Парандовский считал признаком графомана, которому чужды сомнения. Сегодня ушли в прошлое и машинки, и перья… Но по-прежнему многие поэты предпочитают записывать стихи вначале от руки — создавать буквы, запечатлевать образы своим почерком. Основной же объем литературы рождается сразу за компьютером. Увеличивается скорость написания, все подлежит мгновенному исправлению. Невозможно по рукописям разгадать психологический портрет автора, формат их стандартен. А ведь выбор бумаги тоже о многом говорил! Янка Купала, например, предпочитал длинные узкие листы, Гете собственноручно переплетал свои рукописи сафьяном. Так что, похоже, унификация стиля современной литературы спровоцирована и унифицированными инструментами писателя, обесцениванием почерка и маргиналий. 


Книга может быть не в бумажном виде

Когда появились электронные книги, начались шаманские пляски на тему «убьют ли оные бумажную?». На самом деле оказалось, что оба вида прекрасно сосуществуют. Но как относятся к ним писатели? С одной стороны, стать автором электронной книги проще простого, с другой — каждый мечтает подержать в руках артефакт со своим именем на обложке, с запахом типографской краски. Пусть даже несколько экземпляров в дополнение к виртуальному тиражу. Да и автографы на мониторе давать затруднительно. 

Читайте далее на сайте "СБ": https://www.sb.by/articles/pero-ne-naskripit.html