О книге Анатолия Дроздова «Реваншист»


О книге Анатолия Дроздова «Реваншист»

15.08.2019                                  Литературная критика


Роман вышел в московском издательстве «Эксмо» в 2018 году в обычном бумажном формате, но ко мне попал в качестве МР3-аудиокниги в озвучке некого Пугачёва… И это сразу сильно испортило впечатление. Вряд ли диктор заслуживает той же участи, что его знаменитый казнённый однофамилец, однако кровожадные мысли при прослушивании мелькали часто.

Сцены в белорусской деревне даны на смешанном языке, реплики сельчан составлены по-белорусски. Начитывавший текст артист совершенно не знаком с мовой и до такой степени извратил её, что ощущение «железа по стеклу» не отпускает на протяжении всей книги. Например, часто мелькает слово «дАчка», и представляешь маленькую дачу, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но потом доходит, что это «дачкА», по-русски - «дочка». Или кто-то что-то делает «за рАз», то бишь с первой попытки, с одного раза. Оказывается, автор имел в виду «зАраз», то есть «уже, сейчас».

К сожалению, с ударениями и в русских словах у данного субъекта дела перед микрофоном обстоят не лучшим образом.

Это не поддаётся пониманию. Озвучка книги денег стоит, диктору платят, звукорежиссёру платят. Я очень сомневаюсь, что добросовестный автор (а Дроздов – супердобросовестный и щепетильный) откажется обработать текст, расставить грамматические и смысловые ударения. Более того, я уверен, сам писатель озвучил бы роман гораздо лучше. Дикция у него на уровне, не говоря о грамотности и ударениях. Добавлю, что для российского издательства вряд ли вообще было целесообразно вставлять белорусские абзацы, лучше заменить стилизованной речью с вкраплениями трасянки. Для нас, жителей Беларуси, такая смесь звучит аутентично, если, конечно, её не пытается воспроизводить горе-диктор.

В общем, аудиокнига в таком качестве – это сонет Шекспира, напечатанный на туалетной бумаге. Разумеется, Анатолия Дроздова, при всём моём к нему неравнодушном отношении, к Шекспиру не приравниваю, засмеют… Хотя Дроздова мне читать интереснее.

Все книги Анатолия очень тёплые. Ощущение теплоты не покидает с первых страниц и до финала. Жанр – историческая фантастика с попаданчеством в недалёкое советское прошлое, но здесь силён элемент социальной утопии.

Для Дроздова социальная утопия вообще характерна. Если «попаданец» вмешивается в ход истории глобально, он непременно сохраняет СССР и придаёт ему «человеческое лицо», обещанное Горбачёвым, вместо волчьего оскала. Так было в «Господин военлёт», где «попаданец» объяснил Сталину, что ждёт страну, и всё заколосилось наилучшим образом.

Я невольно сравниваю произведения Дроздова и Алексиевич, хоть сравнивать сложно, по качеству текста и правдоподобию воссоздания социалистических реалий лауреатке Нобеля до Дроздова недосягаемо далеко. Алексиевич видит советское прошлое исключительно в антрацитовых тонах, современный негатив объясняет влиянием пережитков совка. Поэтому её сочинения тенденциозные, плоские, фальшивые, бесконечно оторванные от действительности.

У Дроздова интересная позиция. Он в той же мере ненавидит коммунизм, но тоскует по СССР, по обществу, не испорченному диктатом коммерческих отношений, по более чистым взаимоотношениям среди людей труда. Объективно подчёркивает всё хорошее, светлое, связанное с советской эпохой. Поэтому от книг Анатолия Фёдоровича веет теплом… Его фантастика правдивее, чем псевдодокументализм Алексиевич.

Таков и «Реваншист», где персонаж, провалившийся из 2016-го года в 1975-й, обладает багажом знаний и опыта современного человека. Причём многие факты, даты и детали помнит настолько точно, что кажется – из семьдесят пятого имеет доступ к Википедии. Фамилия персонажа – Самец, она явно перекликается с дроздовским «взъерошенным самцом» из другого романа, поэтому герой, словно спохватившись, торопится переменить её на фамилию супруги. В 1975-м году он принимает решение взять реванш за бездарный развал СССР кликой Горбачёва (с супругой) и Ко. Для этого написать сверхпопулярный роман про мальчика-колдуна, заимствовав идею и персонажей у Джоан Роулинг, а особенно её советских подражателей. Книги расходятся миллионным тиражами, «попаданец» богатеет, обращает на себя внимание. Предотвращает аварию на ЧАЭС, загодя предупредив атомно-энергетическое начальство.

Сценарий спасения СССР до такой степени нелеп, что, думаю, сам Дроздов хихикал, выписывая данный эпизод. В 1986 году «реваншист» заявляется к Владимиру Долгих, кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС, и предлагает быстрее, не дожидаясь августа девяносто первого, созвать ГКЧП, отстранить Горбачёва от власти, гуманизировать социализм. И осенью 1987 года они осуществляют государственный переворот, распускают КПСС, пьяный Ельцин строит баррикаду на Старой площади, защищая «партию Ленина», «реваншист» привозит баррикадникам водку с закуской, демонстрируя либерализм гэкачепистов и т.д.

Для чего такой сюжет? Для того, чтобы поностальгировать с чувством. И это у Дроздова вышло блестяще. Быт второй половины 1970-х и начала 1980-х выписан с изумительной точностью, достоверностью. Очень здорово показаны нравы нескольких социальных слоёв – творческой интеллигенции, колхозников, рабочего класса с машиностроительного завода.

Книга не то чтобы автобиографичная, сам Дроздов не умирал в 2016-м году, чтобы поспеть к реинкарнации в собственной молодости (я так полагаю), но здесь в наибольшей степени из его произведений использованы личные впечатления, собственный жизненный опыт. Местами автор описывает персонажей, кажется – и немного себя самого 20-ти и 30-тилетнего. Совпадают штрихи биографии писателя и его героя, в частности – журналистский стаж в газете «На страже Октября».

Интересная деталь, центральный персонаж отслужил в спецназе ГРУ, профессионально владеет приёмами рукопашного боя, в деревенской драке без проблем втыкает противника головой в сугроб. Сам Анатолий Фёдорович небольшого роста, в отличной физической форме для своих лет (ему перевалило за 60), но на спецназовского громилу не похож абсолютно. То есть здесь – прямая противоположность персонажу после нескольких точных совпадений. В общем, лишнее подтверждение известной истине: нельзя отождествлять автора и его героя, даже если текст написан от первого лица. «Реваншист» – большей частью от первого, но есть и другие фокальные персонажи.

Уверен, что Дроздов реально к себе примерял ситуацию – что бы делал, представься возможность прожить жизнь заново, обладая знаниями о совершённых ошибках. Такие мысли мелькали у многих, если даже не у большинства. Поэтому подобные книги безошибочно попадают в цель, находят отклик…

Я точно знаю, что сделал бы сам, вернувшись в 1975 год. Пытался бы изменить всё к лучшему, в результате напорол бы ещё больше ошибок!

В целом книга написана просто здорово. Если попытаться абстрагироваться от убогой озвучки, я лично заметил всего два недостатка.

Во-первых, в середине книги, на протяжении десятка глав, нет развития конфликта, основной конфликт отошёл глубоко на задний план и забыт. Герой легко и непринуждённо набирает левел-апы, «прокачивается», прошу извинить за геймерский слэнг, но почти не встречает сопротивления. Всё ему удаётся. Полный успех в писательских делах и личной жизни. Поэтому серёдка романа ощущается как описание бесконечных побед. Единственное тёмное пятнышко – непредотвращённая гибель Машерова в ДТП. Мало! Стоило бы добавить борьбы с советской системой, инертной и забюрократизированной, не воспринимающей столь стремительный взлёт молодого дарования, и иных локальных конфликтов.

Во-вторых, многовато повторов некоторых слов. Более того, глагол «кивнуть» в двух-трёх типичных формах вообще смотрится словом-паразитом. Головой можно качнуть, тряхнуть, её наклоняют, поворачивают, роняют, опускают, вскидывают, вешают… В общем, она – весьма подвижная «белокурая конечность, голова – продолжение предплечья» (шутка из КВН), моторика с перемещениями головы передаёт огромную гамму чувств и настроений. Персонажи «Реваншиста» упорно и часто кивают. У меня нет Word-версии романа, я бы не прочь посмотреть количество употребления слов, содержащих «кива…» и «кивн…». Думаю – многие сотни.

Мелким замечанием в стилистике добавлю неоправданно частую постановку глаголов в настоящее время в эпизодах, где преобладает прошедшее время. Если есть сомнения, лучше уж причёсывать всё к прошедшему. Или только к настоящему, если разворачивается описание происходящего от первого лица, по принципу «что вижу, то пою». Как в «Пятидесяти оттенках». Но это придирки. На самом деле, текст стилистически хорош, больше не к чему прицепиться.

Замечу, что в «Эксмо» мало редактируют рукописи, по своим знаю. Авторская версия идёт в набор с минимальной корректорской правкой. В прошлом году мой роман готовило минское издательство, там каждая страница пестрела пометками настолько густо, будто её расстреляли из дробовика. Я это к тому, что высокое качество продукта целиком на совести автора.

В общем, «Реваншиста» могу рекомендовать каждому, кто ранее вдохновился хоть одним романом Дроздова. Или начинать знакомство с его творчеством с этой книги – не пожалеете. Но только не в озвучке!

Анатолий МАТВИЕНКО