О сборнике Олега Ждана «Гений»


О сборнике Олега Ждана «Гений»

01.08.2019                                  Литературная критика


Художественные произведения, написанные от первого лица, невольно наталкивают на отождествление автора с персонажем. Например, если бы я не был знаком с Олегом Алексеевичем лично и впервые познакомился с его творчеством, прочитав повесть «Гений», подозревал бы в самом писателе… как бы выразиться помягче… свойства чрезвычайно неприятного человека.

На самом деле, Ждан обладает способностью перевоплощения в разные «Я» не в меньшей степени, чем профессиональный киноартист. Может – и более, потому что многие звёзды играют в одном и том же амплуа многие годы, одинакового персонажа в разных сценариях.

В повести «Приключения человека, похожего на еврея», включённой в сборник «Гений» Олега Ждана, выпущенный издательством «Мастацкая лiтаратура» в 2018 году, главный герой очень напоминает сразу многих моих знакомых, с большим трудом приспосабливающихся к жизни в рыночных условиях после 1991 года. Грустный юмор о том, как сложно найти место в новом мире выходцу из общества «развитого социализма», да ещё «с человеческим лицом», заставляет вспомнить и вздрогнуть… Я уже сказал о разнице между персонажем и автором, но, думаю, именно эта повесть в наибольшей степени перекликается с личными воспоминаниями Олега Алексеевича.

«Гений» абсолютно другой. Повесть посвящена самой многочисленной породе гениев – непризнанной, но жаждущей признания. Сам Ждан постоянно сражается с «непонятыми» дарованиями, осаждающими отдел прозы «Нёмана» с «бессмертными» рукописями наперевес. Бессмертными, впрочем, в кавычки я взял зря, рождённое мёртвым никогда не умрёт.

Правда, персонаж «Гения» трудится не литератором, а художником. Наверняка не обделённым и талантами, и жизненной энергией. Но позитивное, творческое начало в его натуре разбивается как «Титаник» об айсберг из-за множества комплексов, включая сексуальные, завышенной самооценки, крайней раздражительности, неуемного максимализма. Да, такие люди бывают гениальными, но жить рядом с ними невыносимо.

Неурядицы, проистекающие из антисоциального характера неудавшегося мастера холста, накладываются на специфические проблемы того же «развитого социализма». Персонаж вынужден рисовать парадные портреты «передовиков производства», чем тяготится. Но и бессмертное полотно он ещё не создал, а промежуточные результаты на пути к шедевру не впечатляют редких посетителей выставок живописи. Амбициозность художника зиждется исключительно на уверенности, что ему под силу абсолютно гениальное полотно… Которое он породит когда-нибудь. Может быть. Или не создаст.

Различаются не только персонажи. Очень разная стилистика наблюдается в произведениях Олега Ждана. «Гений» написан стилистически нейтральным русским языком 1980-х годов. «Человек, похожий на еврея» вещает разговорным языком 1990-х годов, оставаясь в культурных рамках – без сниженной лексики и изобилия жаргонизмов.

Ещё сравнения? Тогда выскочу за пределы темы, обозначенной в заголовке. «Не погибнет со мной» Олег Алексеевич выдержал в традициях русской классической прозы, не испорченных наследием революций. «Вы ещё будете гордиться нами» выполнены в стилистике текстов для детей – просто, культурно, доходчиво, непосредственно.

В общем, для истинных ценителей белорусской русскоязычной литературы каждая новая книга Олега Ждана – находка, а имя писателя – брэнд. Впрочем, совсем новыми «Гений» и «Приключения человека, похожего на еврея» не назвать, они неоднократно печатались в толстых литературных журналах, в т.ч. за рубежом, доступны в Сети из нескольких источников. Вместе они в книжном формате в виде сборника изданы впервые. Весной текущего года номинированы на Национальную литературную премию. Предпочтений жюри не знаю и просто желаю Олегу Алексеевичу успеха. Скоро всё высветится: результаты конкурсного отбора будут объявлены 1 сентября на Дне письменности в Слониме. Ждать осталось недолго…

Анатолий МАТВИЕНКО