О сборнике Марины Сливко «Нереальность»


Е.Кисель о сборнике Марины Сливко «Нереальность»

25.02.2019                                  Литературная критика


Фантастика и фэнтези сейчас – одни из самых популярных литературных жанров. Они развились настолько, что поджанры исчисляются десятками (юмористическое фэнтэзи, героическое фэнтези, городское фэнтези и так далее, до бесконечности). И если в рамках фантастики описываются цивилизации на других планетах, то в рамках фэнтези авторы всё чаще создают целые вымышленные миры: читатель при этом полностью погружается в альтернативную реальность.

Но может ли быть так, что нереальное существует не в параллельных измерениях, а рядом с нами? Телевизор и Интернет – непререкаемые авторитеты современного человека – утверждают, что может. Передачи о мистическом и неизведанном, сайты с необычными историями здесь исчисляются уже не десятками, а сотнями. Наконец, стоит собраться людям в компанию – рано или поздно обязательно выяснится, что чьи-то знакомые видели призрака, кто-то слышал странные шорохи, а у кого-то под полом так и вообще живет домовой.

Новый сборник фантастической прозы Марины Сливко «НЕреальность» – в сущности, именно об этом. О проявлении фантастического в обычной жизни, о том, что фантастика ходит здесь, рядом с нами, о самых разных случаях столкновений с чем-то, что выходит за пределы понимания.

В сборнике пять разделов, и каждый раздел – новая грань неизведанного. «Под стук колёс» – рассказы о домовом и таинственной секте (слегка разбавленные юмористическим текстом о силе слова русского, нелицеприятного). Рассказы связываются образом поезда, где они, якобы и рассказываются – и действительно выглядят как небольшие истории, которыми перебрасываются пассажиры между станциями и приносом чая.

«Ещё не вечер» – зарисовки о женской доле и судьбе, в которых, в общем-то, нет ничего мистического или фантастического (да и обещанные в аннотации «принцы» выглядят, мягко говоря, не слишком царственными особами). Это – словно выныривание из мира мистических историй в мир неприглядной реальности – омраченный сплетнями, ссорами, потерями, но от этого не менее живой и динамичный.

«55 слов» – собрание миниатюр: философских и забавных,  на различные темы, но непременно с неожиданной концовкой, которая заставит задуматься, и непременно с объёмом ровно в пятьдесят пять слов: постоянная величина, которая заставляет автора тщательно подбирать слова, чтобы оформить мысль.

«НЕреальность» - возвращение к мистическому и фантастическому одновременно. В четырех рассказах – огромный разброс тем и направлений. Здесь и спивающийся Вася, за душу которого борются темные и светлые силы, здесь и учёный, который пытается отыскать недостающий для понимания Вселенной коэффициент… И здесь же – картины далёкого будущего, с роботом-Вездеглазом, которому срочно нужно имя, и кракозябцами в космолете. Пожалуй, объединяет достаточно разнородные произведения именно понятие о «нереальности» происходящего, которое остается у читателя в каждом из случаев.

Триптих «Иерархия ангелов» – три рассказа об ангельской службе на благо людям (от соловьиного пения до пробуждения вдохновения и спасения планеты от зла). Нужно сказать, что ангелов автор представляет далекими от православного канона – об этом говорят даже имена: Космо, Гоша, Соло… Не найти здесь и традиционных ангельских «подразделений» - архангелов, серафимов, херувимов (впрочем, есть ангелы-хранители). Вместо этого ангелы ходят на курсы переподготовки, держат экзамены, размышляют о небесной канцелярии и получают отпуска (и их же лишаются) – то есть, в сущности, очеловечиваются, становятся понятнее и ближе (особенно для тех, кто проходил курсы переподготовки!) – однако при этом их задачи не становятся менее важными и менее глобальными: противостоять демонам или соединять человеческие судьбы – та еще работа…

Получается, что сборник представляет собой достаточно пеструю картину – и в жанровом, и в сюжетном отношении. Однако, если присмотреться, между рассказами и зарисовками без труда можно обнаружить нечто общее. Все они небольшого объема – от миниатюры до текста в 3-5 стр. (самый крупный текст – 14 стр.). Все написаны просто и эмоционально, без зубодробительных метафор и сложных предложений, так что читается сборник легко и гладко. Наконец, все тексты сборника, вся галерея персонажей объединяются схожими идеями: за счастье и за себя нужно бороться, не стоит пренебрегать знаниями о неизведанном, иногда сущая мелочь может бесповоротно изменить жизнь человека…

Ну, и главная, пожалуй, идея сборника в том, что НЕреальность, неизведанное – не так уж далеко, как кажется. Иногда это мы сами. И если читатель задумается – к какому же жанру можно отнести сборник (есть мистика, есть фантастика, наблюдаются элементы фэнтези и «женских рассказов») – пожалуй, ответ будет однозначен: это просто жанр «НЕреальности», зачем раздумывать еще о чем-то? 

Елена КИСЕЛЬ